В начале 2019 года российские специалисты попробуют снизить роль человека на флоте. Запуск проекта дистанционного управления действующими судами анонсировал 20 ноября в ходе форума "Российская транспортная неделя – 2018" гендиректор отраслевого центра "Маринет" Александр Пинский. Блог ТГД рассказывает, что стоит за громким заявлением.
По словам Пинского, старт проекта апробирования технологий автоматического дистанционного управления движением судов (именно так следует правильно называть область, именуемую ныне в прессе как "безэкипажное судоходство") состоится уже через несколько месяцев. В проекте задействованы консорциум российских разработчиков, а также судоходные компании: "Совкомфлот", "Росморречфлот", "Пола Райз".
Важно, что дистанционное управление будет отрабатываться на коммерческих судах. Первыми "жертвами" беспилотных технологий станут 3 действующих судна: танкер, ледокол и сухогруз.
"Благодаря этому проекту у России есть шанс занять достойное место на мировом рынке", – подчёркивает Александр Пинский.
Вероятно, к его словам следует прислушаться. Гендиректор "Маринета" – признанный в отрасли эксперт. Имеет опыт руководства производителем навигационного оборудования "Транзас", купленного не так давно финской Wartsila.
Первые результаты проекта, реализуемого при поддержке Минпромторга, должны быть достигнуты уже к 2020 году. Что касается дальнейших перспектив, то, как полагает руководитель "Маринета", безэкипажное судоходство будет развиваться поэтапно. Сначала появятся малоэкипажные суда со сниженными требованиями к квалификации персонала. Затем настанет очередь судов, где экипаж будет выполнять по отношению к машинам вспомогательную функцию. И только после этого возможно активное внедрение судов-роботов, где человеку останется только роль пассажира.
Разработки в области безэкипажного гражданского судостроения ведутся не только "Маринетом". Так, заслуживает внимания проект "Росатома" по созданию безэкипажного судна для работы на Севморпути. За счёт отсутствия надстройки и систем обеспечения жизнедеятельности планируется значительно сократить стоимость постройки и эксплуатации такого судна.
Вести караван подобных беспилотников через ледяные торосы должен, предсказуемо, атомный ледокол. На данный момент работы находятся на стадии создания цифровой модели во Всероссийском институте экспериментальной физики.
Развиваются безэкипажные технологии и за рубежом. Например, одним из наиболее близких к реальности является на данный момент проект норвежской компании Konsberg по созданию безэкипажного контейнеровоза на электрическом ходу Yara Birkeland.
Длина экспериментального контейнеровоза составляет 79,5 м, ширина – 14,8 м, осадка – 3-6 м. Рабочая скорость – 6 узлов, максимальная – 13 узлов.
Перевозить Yara Birkeland сможет не очень много – всего 120 20-футовых контейнеров (TEU). Разумеется, никакой речи о конкуренции с океанскими гигантами (рекордсмены перешагнули за 20 тыс. TEU) быть не может, но у беспилотника другие задачи. С 2020 года судно будет обслуживать 3 порта в Южной Норвегии по маршруту протяжённостью около 40 миль. Первоначально эксплуатация будет проводиться с экипажем на борту, полностью автономное плавание запланировано с 2022 года.
Что будет дальше? С учётом консервативности отрасли, даже при успешном запуске российского безэкипажного проекта на рынке морских перевозок ещё долгое время будут присутствовать различные типы судов, в т.ч. полностью управляемые людьми и малоэкипажные. А вот в более далёкой перспективе, изменения, видимо, неизбежны.