Найти тему
Заметки чип-тюнера

Что круче: турбина или компрессор? Часть 1.

Части среди автолюбителей возникают споры, какая система принудительного наддува лучше: компрессор или турбонагнетатель. Каждая из этих систем имеет как свои плюсы, так и недостатки. Так давайте же разберемся!

Механический нагнетатель типа Roots.
Механический нагнетатель типа Roots.

Оба этих механизма служат для одной цели - подачи в двигатель воздуха под избыточным давлением для повышения его мощности. Однако они используют два кардинально разных подхода.

Механический компрессор использует для сжатия воздуха мощность, отбираемую с коленчатого вала двигателя. Именно в этим и обусловлены его главные преимущества и недостатки.

Плюсы механического компрессора:

  • Отсутствие турболага. Так как работа компрессора не зависит от потока выхлопных газов автомобиля, он может начать создавать избыточное давление даже на холостых оборотах. А с повышением оборотов повышать и давление. Таким образом, у автомобиля, оснащенного компрессорным наддувом получается отличная отзывчивость и приемистость даже с малых оборотов.
  • Повышенная эстетичность. Турбина обычно спрятана глубоко под капотом, а нагнетатель может стоять прямо сверху двигателя и сиять шикарным хромовым отблеском. Хотя многие компрессоры порой бывают спрятаны не меньше турбин...
  • Возможность установки на атмосферные двигатели. На рынке сейчас существует достаточное большое предложение тюнинг-компрессоров, предназначенных для установки на атмосферные двигатели без серьезных переделок и калибровок ЭБУ. Есть как модели, предназначенные как для определенных моторов, так и универсальные, например отечественный РК-23.
  • Не требуются дополнительные линии охлаждения и подачи масла. Существуют компрессоры, к которым не нужно подводить подачу масла от двигателя. То есть их установка и обслуживание проще. Также практически нет компрессоров, к которым нужно вести дополнительно охлаждение, что тоже сильно облегчает тюнинг.

Минусы:

  • Небольшой прирост мощности. Обычно компрессор создает избыточное давление не более 0.7 бара, а в среднем 0.3. То есть прирост мощности может составлять всего 30-70% относительно двигателя без него.
  • Отбор мощности двигателя. Для работы компрессор отбирает мощность у двигателя, а значит на колеса придет меньше мощности. Получается, что с одной стороны компрессор повышает мощность на 30-70%, а потом отбирает свою долю в 10-20%.
  • Сложная выхлопная система. Так как для двигателя крайне желателен рестриктор на выпускном коллекторе, который не дает топливу вылетать на улицу до сгорания, то при проектировании выхлопной системы нужно проводить моделирование потока газ и проводить расчеты. Если этого не сделать, то потеря мощности может быть очень значительной. Это намного сложнее, чем выхлоп для турбодвигателя, которому подойдет любой отрезок толстой трубы.

В этой части статьи я рассмотрел наиболее значимые преимущества и недостатки компрессорного наддува. В части 2 мы рассмотрим турбонаддув и проведем сравнение.

Если Вам интересна данная тематика, и хочется узнать еще больше, то подписывайтесь и ставьте лайки. Новые интересные статьи не заставят себя долго ждать!