Найти тему
Первым делом самолёты

Какие российские разработки самолётов малой авиации мы потеряли в 90-е годы

В самое смутное время для нашей страны, в 90-е годы, люди, болеющие за развитие авиации, не бросали свою деятельность и продолжали конструкторские разработки, в частности, в сфере гражданских пассажирских самолётов малой вместимости. Так, компания «Техноавиа» разработала и запустила в производство на ОАО «Смоленский авиационный завод» многоцелевую машину СМ92 «Финист» в 1993 году.

Воздушное судно получилось удачным не только благодаря высоким лётно-техническим характеристикам, но и красивому дизайну и сразу завоевало популярность у приобретателей. Помимо частных владельцев, разработчики старались привлечь внимание авиакомпаний для осуществления авиаперевозок на коротких маршрутах и здесь, они добились своего, поскольку некоторое время эта машина эффективно работала на местных воздушных линиях.

Самолёт предназначался не только для доставки пассажиров и багажа, но и ещё для перевозки больных и раненных, ведения поиска и спасательных работ, воздушного мониторинга, патрулирования и аэрофотосъёмки, десантирования парашютистов и первоначального обучения будущих пилотов. По своим небольшим размерам машина вышла весьма маневренной, но из-за особенности конструкции, использовать её как спортивную невозможно.

Аэродинамическая схема самолёта Техноавиа СМ92 «Финист» представляет собой одномоторный подкосной высокоплан с традиционным хвостовым оперением и неубирающимся шасси с хвостовым колесом.

Машина рассчитана на шесть пассажиров или 920 кг коммерческой нагрузки, причём переоборудование кабины под перевозку груза занимает минимум времени, а кресла складываются в хвост самолёта. Воздушное судно предназначено для эксплуатации с грунтовых неподготовленных аэродромов и имеет короткий разбег всего 340 метров и пробег не более 530 метров.

Кабина пилотов СМ92 "Финист"
Кабина пилотов СМ92 "Финист"

Пассажирский салон имеет ковровое покрытие с декорированными стенами и потолком, оснащён принудительной вентиляцией и отоплением, что создаёт комфортные условия для пассажиров и пилотов. По желанию заказчика машина оборудуется системой противообледенения, для удобства пилотирования устанавливается автопилот и метеолокатор.

Поршневой двигатель М-14Р обладает мощностью 360 л.с. и позволяет выполнять полёт с максимальным взлётным весом 2350 кг и крейсерской скоростью 200 км/час на расстояние до 1380 км на высоте порядка 3 тысячи метров.

Турбовальный двигатель М601 для СМ92Т "Турбо-Финист"
Турбовальный двигатель М601 для СМ92Т "Турбо-Финист"

Версия СМ92Т «Турбо-Финист» оснащена турбовинтовым мотором Walter M601 с мощностью 780 л.с, который позволяет поддерживать крейсерскую скорость 310 км/час.

Этот самолёт привлёк интерес не только отечественных заказчиков, но и иностранных покупателей. Дальше произошло всё как всегда, финансовый кризис конца 90-х не позволил компании «Техноавиа» продолжать выпуск этой машины и её производство было предоставлено словацкой компании Aerotech Slovakia, адаптировавшей СМ92 «Финист» под европейские стандарты.