- Я тут узнала, что ты со вторым мужем развелась. Ну как-то надо быть посерьезнее в твоем-то возрасте, а у тебя все ветер в голове. И как тебе серьезные проекты доверять после такого? Ненадежная ты какая-то, уж извини. Ты проект начнешь, надоест тебе - бросишь. И кто потом за тобой все доделывать будет? - читала нотации моей знакомой Наташке ее начальница.
К слову, Наташка - работник ответственный. И на работе задерживалась, когда проекты "горели", и лично каждый этап выполнения проверяла, чтобы от и до все было сделано идеально. Но серьезных проектов ей не давали, а значит ни о премии, ни о повышении можно было не мечтать.
Поведение начальницы - яркий пример манипулятивной техники, которая называется "дискредитация". Заключается она в том, что манипулятор указывает человеку на какие-то недостатки, которые к делу вообще не имеют отношения, и на основе этого делает вывод, что все слова и действия этого человека не заслуживают внимания и доверия.
Примеры "дискредитации":
"Разве можно доверять что-то серьезное человеку, у которого даже в семейной жизни нет никакой стабильности?"
"Вы даже обувь к костюму подобрать не можете нормально, что толкового вы можете предложить?"
"Да вы дальше Турции не выезжали! Что вы вообще знать можете?"
В этих фразах нет ничего по существу, но они задевают оппонента, потому что указывают на какие-то погрешности в его внешности или образе жизни. Оппонент растерян, расстроен, а манипулятор чувствует себя победителем.
К этой технике манипуляторы прибегают, когда им нужно обесценить ваши слова или вашу работу. Если они не могут придраться к вашим аргументам или к работе, они придираются к какому-нибудь другому недостатку. А людей без недостатков, как известно, не бывает, значит теоретически придраться можно к каждому.
Если вы слышите в свой адрес что-то подобное, ваша задача проигнорировать слова манипулятора. Помните, что манипулятор хочет вас задеть, потому что если вы задеты - вы не сможете эффективно отразить манипуляцию, а значит манипулятор добьется своего: дискредитирует вас в глазах друзей, коллег, начальства.
Когда вы игнорируете обидные слова, вы нарушаете схему ожидания манипулятора. Он ведь ждет от вас обиды, оправданий или ответной агрессии, а вы ему этого просто-напросто не даете. Теперь уже он сбит с толку, а вы берете управление ситуацией в свои руки.
Например:
"Мы будем обсуждать на работе мою личную жизнь или все же о работе поговорим?"
"Как связана моя обувь с дизайном логотипа медицинского центра N?"
Или универсальные ответы:
"С чем конкретно вы не согласны?"
"Есть что сказать по существу обсуждаемого вопроса? Нет? Тогда продолжим..."
Заметьте, что все защитные фразы выстроены в виде вопросов. Когда человеку задается вопрос, он инстинктивно начинает искать ответ. Манипулятор окажется в ловушке, потому что, скорее всего, не сможет быстро построить ответную защиту (он ведь не был готов к такому повороту событий), а значит вся его манипуляция будет разбита в пух и прах.