Найти тему
Московские истории

Петровский переулок: знаменитый антрепренер начал карьеру с вешалок - сдавал их в аренду в театральном гардеробе

В прошлый раз мы были здесь весной. Сворачивали за шлагбаум, шли по дорожке, меченой стройными фонарями, с каждым шагом все более ощущая – сирень!

Вместе с нами между кустов с белыми, фиолетовыми, нежно-лиловыми, махровыми, простыми, как пятак, цветами ходил странный человечек. Он взглядом гурмана окидывал окружающее растительное буйство, намечал следующий объект для дегустации, зарывался носом в листву, а потом запрокидывал голову, блаженно щурясь и смакуя очередной аромат. Преувеличенной выразительностью зрелище напоминало сцену из спектакля. Это казалось естественным — весь переулок так или иначе связан с театром. Даже дом № 2/28, где в один прекрасный день поселилось ОВД Тверского района.

Для особняка это был резкий жизненный поворот, раньше он все больше был связан с искусством – в XVIII веке участок принадлежал князю Шаховскому, имевшему свой крепостной театр. Располагались здесь и костюмерные мастерские. Рассказывают, что в 1917 году ученики костюмера обнаружили в подвале люк, ведущий в подземный ход, тянувшийся к Кремлю, и к Страстному монастырю, и к Тверской. Там же находились сундуки, открыть которые любопытным подмастерьям не удалось. Когда один из юношей по прошествии шести лет вернулся к загадочному месту, люк оказался замурован. Ход попытались раскопать, но хлынула вода, появилась угроза затопления, и тайна сундуков осталась неразгаданной. Возможно, не случайно позже здесь поселился ОВД?

Стоящее в глубине, на четной стороне, здание гимназии № 1278 также связано с темой искусства. Школа не раз меняла номер, но суть и здание 1935 года постройки остались. Именно здесь, на школьной сцене, показывал первые этюды Андрей Миронов, читал отрывок из поэмы Горького «Девушка и смерть» восьмиклассник Марк Розовский. Учились Вертинская, Радзинский, Петрушевская, Елена Боннэр, Василий Ливанов, Борис Мессерер. Школ раньше было две: женская и мужская.

Гимназия 1278
Гимназия 1278

«В 1948 году я поступила в первый класс женской школы № 635, - вспоминала Н. Сапожникова. – В том же дворе вместе с нашим красивым ...домом из красного кирпича расположилось скромное серое здание мужской средней школы № 170. Этим двум школам стоять бы здесь рядом... если бы только мужская не была решительным образом отчеркнута от женской прямой линией чугунного частокола, упирающегося заостренными концами прямо в небо... За прошедшие полвека двум школьным зданиям... удалось почти без потерь сохраниться до наших дней, вновь стать школами, объединиться в одну, под номером 1278, и назваться гимназией на манер позапрошлого века».

Театр Наций
Театр Наций

А вот наконец и театр. Тот самый, рыже-красный. И старинная надпись на месте: «Театр Корша». Правда, это вход в ресторан. Театр же, с 2006 года возглавляемый Евгением Мироновым, носит имя Театр Наций.

С именем Федора Корша его связывала достаточно долгая история – с 1882 года до самого октябрьского переворота. Корш, кстати, делом подтвердил утверждение Станиславского о том, что театр начинается с вешалки, начав свою карьеру, по воспоминаниям актера Юрьева, «в качестве арендодателя вешалки для верхнего платья при Пушкинском театре», а после предпринимательский талант, гибкость и цепкость помогли ему стать крупным театральным деятелем.

«Корш был настоящим коммерсантом и выжимал из театра все соки, – писала о нем актриса Павла Вульф. – Как человек неглупый, понимающий свою выгоду, он привлек к театру лучших актеров из провинции и не скаредничал». Задачи и подход у Федора Адамовича были весьма современными: сделать так, чтоб театр мог выжить без дотаций. В репертуаре преобладали комедии и фарсы «с любовным уклоном», что нравилось основной массе зрителей.

Дешевыми билетами на утренники и праздничные дни он привлек к театру молодежь (Москвин вспоминал, что в молодости он был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу»). С пылу с жару шли на сцене модные, только вышедшие европейские пьесы. Каждую пятницу зрителей ожидал сюрприз – премьера спектакля! Если добавить к этому очень сильный актерский состав и великолепное здание, построенное с помощью братьев Бахрушиных архитектором Чичаговым и оборудованное по последнему слову техники – даже электрическим освещением, которого еще не было в Большом и Малом театрах! – то понятно, что предприятие Корша было обречено на успех.

-4

Позиции Федора Адамовича пошатнулись с появлением входящего в моду «режиссерского театра» и приходом советской власти. Тем не менее, официальной датой закрытия считается 1933 год. «31 января был последний спектакль в театре Корш, – писал режиссер Николай Радин. – Бесславно кончил он свое 35-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем... Приказом Наркомпроса художественный состав распределен между московскими театрами, здание передано со всем инвентарем МХАТу». Так в здании поселился МХАТ, а переулок (тогда Богословский) стал улицей Москвина.

Фото Елены Головань

Еще о Петровском переулке: Как Мариенгоф и Есенин отстаивали "ванную обетованную" ; Про Трубецких, архитектора Бове и нувориша Терентьева