Найти тему
Минский Курьер

Солдат и банкир

Оглавление

Занимаясь на посту руководителя города прежде всего хозяйственной работой, он «плохо боролся с искривлениями классовой линии, оппортунистами и националистами». За что и поплатился. Сначала должностью, потом жизнью

К началу 1930-х годов Минский городской Совет не имел исполкома и объединял одновременно законодательную и исполнительную власть на территории Минска и округа. Руководящие функции в это время выполнял президиум горсовета, которому помогали отраслевые секции. Однако в июле 1930-го в БССР были ликвидированы округа и Минск снова стал самостоятельной административно-хозяйственной единицей республиканского подчинения. В очередной раз перестраивать систему городского управления довелось Никифору Аксючицу, в недавнем основному «кредитору» частного сектора сельского хозяйства.

Управленец-самоучка

Никифор (Ничипор) Лукич Аксючиц родился 13 марта 1892 года в деревне Саковичи Борисовского уезда Минской губернии (сейчас Логойский район) в крестьянской семье. Окончил начальную школу, хотя в анкетах указывал, что получил «домашнее образование». До совершеннолетия помогал отцу в хозяйстве, а в 1910-м подался «на вольные хлеба» — завербовался на строительство Амурской железной дороги, где провел несколько лет. С началом Первой мировой войны Аксючиц был мобилизован в армию. Воевал на Западном фронте, пять раз ранен. Причем в первый раз — 7 августа 1914 года, едва ли не в одном из первых боев. После Февральской революции стал членом полкового солдатского комитета. В октябре 1917-го его избрали членом Борисовского уездного исполкома и ревкома. С этого времени Никифор Аксючиц сочувствовал партии большевиков, а 14 апреля 1920 года вступил в ряды РКП(б). Из Красной Армии демобилизовался в 1922-м, вернулся в Минск и окунулся в общественную деятельность. Его заметили и, несмотря на отсутствие какого-либо специального образования, поручили заняться созданием Белорусского общества сельскохозяйственного кредита, председателем которого он стал в 1923 году. Главной задачей организации стала поддержка развития крестьянских хозяйств в условиях нэпа за счет кредитования. Общество находилось в ведении отдела сельхозкредитования Белконторы Госбанка СССР.

Однако уже на VI Всебелорусском чрезвычайном съезде Советов (1924) Аксючиц высказал идею, что общество должно быть не чисто государственной, а государственно-кооперативной кредитной организацией. Поэтому Никифор Лукич предложил создать специализированный сельскохозяйственный банк. В итоге был образован Белсельбанк, председателем правления которого он и стал. Но, как известно, нэп в стране долго не просуществовал, как и Белсельбанк. Охарактеризовав его как вредительский, в вину поставили, что банк предоставлял ссуды преимущественно кулакам, а кредитные ресурсы направлял на землеустройство индивидуальных крестьянских хозяйств. Все это, мол, сдерживало процесс обобществления сельского хозяйства и вело к реставрации капитализма в белорусской деревне.

Но «банкира» партия пока сохранила, посчитав целесообразным назначить его в 1928-м нар­комом торговли. А в апреле 1929 года Никифор Лукич, который находился в курсе городских дел, поскольку являлся депутатом Мингорсовета 5 созывов, был избран председателем этого органа власти.

-2

Во время партийной чистки в 1924 году комиссия отметила, что Аксючиц «активен», «в вопросах разбирается толково», хотя и не имеет «систематической политподготовки». Однако ему поставили на вид «несколько формальное и недостаточно глубокое руководство ячейковой работой в качестве ответственного секретаря».

Городское хозяйство

При Аксючице удалось завершить строительство наиболее важного для минчан объекта — городской канализации. За время войн и революций санитарное состояние Минска серьезно ухудшилось — колодцы, которые вбирали отходы жизнедеятельности города, не ремонтировали, и все нечистоты стекали в Свислочь. По наиболее плотно заселенным кварталам центра протекала Немига, более похожая на канаву. Весной она затапливала множество квартир, садов и магазинов. Власти получали большое количество жалоб, особенно от жителей центральной части города. Для решения проблемы председатель горсовета неоднократно выезжал в Москву, выбивал деньги. Строительство минской городской канализации началось в 1928-м. Работы были выполнены практически за год. Уже 15 мая 1930-го она была введена в эксплуатацию.

И укладку первых трамвайных рельсов — на Советской улице около электростанции и на новом железобетонном мосту через Свислочь — начали до Аксючица, в сентябре 1928-го. Но далее пришлось напрягаться ему. А дел хватало. Огромные земляные работы были проведены там, где нынешний проспект Независимости спускается к цирку, — гору сделали более пологой, на Бакунинской улице для трамвая построили новый мост. Уже через год работы завершили. 8 октября 1929-го по железной дороге из Москвы прибыли трамвайные вагоны модели КМ

с деревянным корпусом, рассчитанные на 32 сидячих и 40 стоячих мест. Тогда же ночью провели пробный пуск. По всем линиям прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехать руководство горсовета и комхоза. Убедившись в безопасности движения, также под покровом темноты на трамвае проехали члены правительства во главе с председателем Совнаркома Николаем Голодедом. Официальный же пуск состоялся в воскресенье, 13 октября, после митинга на Привокзальной площади около трамвайного кольца.

Сначала маршрутов было два: «Товарная станция — Комаровка» и «Пассажирский вокзал — Сторожевка». Движение начиналось в 5 часов утра, прекращалось в час ночи. Трамвайный парк располагался примерно в том месте, где еще недавно находилось троллейбусное депо № 1 (на проспекте Машерова). Горсовет установил плату — 10 копеек за весь маршрут (членам профсоюза — 8 копеек). Это существенно отличалось от автобусов, где плату брали за километраж.

С августа 1932 года начала действовать новая линия — на Ляховку. В ноябре 1933-го к центру приблизилась и западная часть города — открылась линия на Кальварию. В январе 1935-го трамваи пошли к Серебрянке. За пять лет количество вагонов возросло с 8 до 50, а протяженность линий — с 18 до 35 км. Во второй половине 1930-х годов в городе насчитывалось уже 8 маршрутов.

-3

Представитель Наркомата путей сообщения СССР в БССР, начальник управления Белорусского округа местного транспорта Каминский выступал категорически против введения трамвайного сообщения в городе. Главный его аргумент: в случае войны Минск рискует сразу же остаться без трамвая из-за вероятного повреждения электростанции. Автобусы же можно перебросить в любое место, в том числе использовать в военных целях. Несмотря на возражения Каминского, Совнарком БССР утвердил смету на строительство трамвая в размере 2 млн 650 тысяч рублей.

Эпилог

Несмотря на существенные достижения в городском хозяйстве, хватало и проблем. Сохранялась безработица, не все предприятия выполняли промфинпланы, ухудшилось обеспечение города продовольствием. Плохо работали бани и водопровод, по-прежнему неразрешенными оставались жилищная проблема и другие. Со многими из них горсовет не мог справиться по объективным или субъективным причинам, что приводило к многочисленным акциям протеста со стороны рабочих или горожан. Поэтому его деятельность находилась под пристальным контролем Минского горкома партии, Совнаркома БССР и Бюро ЦК ­КП(б)Б. За 3 месяца в конце 1930 — начале 1931 года Аксючицу пришлось 4 раза отчитываться о деятельности горсовета. Ладно бы просто соглашался с критикой, но ведь позволял себе и возражать, не поддержав линию «борьбы с различными уклонами и проявлениями национализма». За это и получил по полной. 25 января 1931 года совместным постановлением Минского горкома КП(б)Б и президиума Минской городской контрольной комиссии Никифору Аксючицу «за допущение оппортунистических ошибок» объявили выговор, опубликовав сообщение об этом в центральных газетах. Стало понятно, что его дни на посту председателя горсовета сочтены. 16 февраля он его покинул, после чего возглавил только что созданное Главное управление коммунального хозяйства при СНК БССР, вскоре преобразованное в Народный комиссариат коммунального хозяйства БССР. Эта должность стала для Никифора Лукича последней. Занимал он ее до 1934 года, после чего след этого незаурядного управленца-самоучки теряется.

Как сложилась дальнейшая судьба Аксючица, остается загадкой. По некоторым данным, в 1937 году он был необоснованно арестован и расстрелян в 1939-м. Впоследствии посмертно реабилитирован. Однако официального подтверждения этой информации обнаружить не удалось. Как не сохранилось ни одной фотографии Никифора Лукича. Заплечных дел специалисты постарались вытравить всяческую память об этом человеке.

Автор: Андрей Лукашевич, профессор кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени БГУ, доктор исторических наук