Найти тему
Записки с тёмной стороны

А как же жили раньше?

Очень часто, стоит лишь заикнуться о том, что тебе в чём-то сложно в этой жизни, даже необязательно это связано с детьми, как тебе тут же может прилететь один из вариантов:

  • А как же раньше в поле рожали?
  • А как же в Африке?
  • А как же в войну?

    У меня есть на все эти вопросы один чудесный ответ, но приходится из соображений о том, что обсценная лексика -- это плохо, отвечать чуть иначе.

Плохо жили. Очень плохо. Жили так, что ни один из них не пожелал бы никому из своих потомков такой жизни.

И у них не было других вариантов. Или ты сама задушишь младенца, которого едва родила, или он выдаст своих, всех, кто прячется рядом с тобой. И тогда, всё равно, смерть всем. А так шанс выжить, хотя бы старшим детям.

Им не было легко, им было плохо, и да, у многие надорвались на вот этом всём. И ни один человек, с кем мне лично довелось общаться, из тех кто жил в военное время, не сказал, что жилось легко. И ни один из них не желал следующим поколениям такой же жизни, какая была тогда.

И про поля. Не умер? Ты уже молодец. Научился чем-то добывать хлеб или на хлеб? Ты супермать. А если умер, то на всё божья воля, тем более, что и так семеро по лавкам.

Я не люблю Маслоу и его пирамиду. Но да, когда не закрыты базовые потребности, когда тебе, простите, нечего жрать и когда твой ребёнок умер, а ты кормишь его мясом других детей (хроники блокадного Ленинграда), тебе не до размышлений о том, можно ли бить детей. И после. Когда ты вынуждена почти сразу после родов отдать в ясли (где была ого-го детская смертность), ты не можешь думать о том, как у вас с привязанностью.

Сейчас у большинства из тех, кто имеет возможность писать в интернете, закрыты базовые потребности. Больше или меньше, лучше или хуже, хлебом или хлебом с маслом, двухэтажным домиком или ипотечной однушкой. Мы более-менее защищены полицией, пожарными... Мы на другой ступеньке пирамиды.

Просто чем всех и возмущают сравнения с войной и полями? Тем, что это равнение на очень плохую жизнь. Зачем равняться на плохое? Это, простите, похоже на фразу мам из советских времён: "А если все с крыши будут прыгать, ты тоже будешь?" Правда, при этом после собрания в школе та же мама могла сетовать: "Ну почему? Почему ты не можешь учиться хорошо, как все?"

То же и сейчас. "А как раньше в поле?" Но при этом: "Бить ребёнка -- это преступление".

Простите, но раньше в поле били. Ещё как. А в войну и сами убить могли: чтобы смерть была более лёгкой.

У них не было вариантов. А у нас они есть. Почему нужно отказываться от лучшего, если оно возможно? Почему нельзя хотеть и пытаться менять этот мир, чтобы твоим детям и внукам жилось в нём лучше? Зачем ориентироваться на весь этот ужас?

Как эти фразы, призывающие ориентироваться на ужасные условия жизни, сочетаются с модными нынче призывами к постоянному росту и развитию?

Никогда я не считала героизм чем-то, чему нужно стремиться.

Героизм? Это когда нет другого выхода. Это самое отчаянное положение, когда иначе никак. Потому что за "иначе" или следует наказание (та же смерть, порицание, муки совести, тюрьма, ...), или этого "иначе"и просто нет. Понимаете? Выбора нет. Или герой или тебя нет, даже если ты остался жив.

У большинства из нас нет необходимости на то, чтобы героически бороться за право жить нормально, а если она возникает в мирное время, в государстве, которое что-то, но гарантирует, то это как-то не норма. А если не норма, то надо не дальше геройствовать, а искать причины.

По крайней мере, так видится это всё мне.