Почему-то сочинение в классе на уроке вызывает и у преподавателя, и у ребенка, и у родителей дрожь. Из-за чего учитель уже подумывает дать это самое сочинение на дом, а ученик лихорадочно готовит шпаргалки из готовых работ (хорошо, если известна тема). Родители сочувствуют ребенку и (в случае невысокой отметки) спорят с учителем. Аргументы почти всегда одни и те же: «самостоятельно сочинения писать не учили», «тема слишком сложная для 1-11 класса», «дали мало времени». Что ж, попробуем разобраться.
По поводу первого аргумента – учили. И еще раз учили. Начиная класса со 2-го учат, но вот как?… Обычно на подготовительном уроке учитель даёт тему, вместе с детьми составляет план сочинения, ученики записывают примерные фразы начала, завершения и основной части. Практически готовое сочинение они уносят домой, а также задание «доделать, написать, сдать через пару-тройку дней». Дома же есть книги-пособия, интернет, мама – всё возможное, чтобы сделать эту работу не самому. В итоге учитель получает сочинение далекое от изначального плана, но неплохое, оценивает его и успокаивается до следующего раза. Есть, конечно, придирчивые учителя, заставляющие писать по плану и самостоятельно, но им очень нелегко в школе. Такими темпами школьники с переменным успехом доходят до 9 класса, а там (батюшки!) экзамен, включающий изложение и сочинение (+ еще устное собеседование, про него тоже напишу). А с собой не взять уже подсказок, заготовок, да и тема неизвестна заранее.
Про «сложную тему». Учитель руководствуется программой, там прописано всё, не с потолка он берет тему. Бывают, конечно, творческие личности, но работы по нестандартным темам и оцениваются менее строго. Если же пробовать все время «простые» темы, но опять же на ОГЭ ученику придется тяжко.
И наконец, «мало времени». Да, это проблема, потому что дети все разные, и думают, пишут, формулируют мысли с разной скоростью. В школе ориентируются на «среднего» ученика, поэтому в классе кто-то может написать и сидеть просто так до звонка, а кто-то захватывает еще и перемену после урока, но все равно не успевает. И это нормально. А при написании сочинения дома временных рамок нет. Чем плохо их отсутствие? Написано может быть великолепно, но времени затрачено 8 часов, ученик уверен, что он великолепен. А опять же если экзамен? Там 4 часа на всё, и на сочинение потратить получается максимум два с половиной.
Считаю, что творческие письменные работы нужно проводить именно на уроке, только так получится адекватно оценить способности учеников. В этом есть много нюансов, психологических в том числе, к сожалению. Но так дети научатся действительно писать самостоятельно. И делать надо это с 5 класса, а лучше еще раньше.
Спасибо дочитавшим) Отдельную статью выпущу (а может, и не одну) о сочинениях: как писать, структурировать, проверять и т.п. Ставьте лайк, если публикация понравилась, и подписывайтесь на канал.