В первые часы на велосипеде, а точнее в велопутешествии ты не осознаешь, что тебе предстоит преодолеть себя тысячу раз, проехать сотни километров, из которых десятки будут только с мыслью о том, чтобы выбросить велосипед в канаву, а самому поймать такси и отправиться в мир, привычный каждому пляжному тюленю.
В мире велосипеда и дороги нет навязчивого и абсолютно ненужного тебе сервиса, в этом мире дорогой и модный телефон превращается в кирпич в твоем кармане через пару-тройку часов, а еще через два часа его вес начинает мешать тебе до невозможности, и примерно с этого момента наступает желание стат пляжным тюленем.
И наконец, в этом мире ни одна камера не передаст глубину и красоту жизни, гостями которой мы становимся, сев на велосипед.
«Вон за той сопкой должен быть спуск!» - С радостью и надеждой заявляю я своему «полосатому» (из-за его тельняшек) спутнику по имени Михаил. Настолько хочется верить в эти слова, что в жизни для меня перестает быть важным все, кроме преодоления этого подъема. Наш путь только начинается, и мы, спустившись с горы у села Хмельницкое, где совершили привал на ночь, останавливаемся у поворота к заброшенному заводу химических удобрений, где проходит съезд мотоциклистов под Севастополем. До него еще около месяца, поэтому об этом нам говорят только афиши, и если бы мы не знали, что там будет, то подумали бы, что сам Сатана соизволит придти в указанный на них час. Немного даже попахивает серой, как будто Вельзевул уже успел проинспектировать это место, и, по всей видимости, одобрил.
Солнце только встает, и впереди нас еще километров 30-40 пути, так что прочь мысли о Князе и вперед в дорогу. Наверно, самое классное в жизни велосипедиста — это спуски, то время, когда твой железный конь ни в чем не уступает лошадям из конюшен Рено, Ауди или даже Мерседеса, да что там говорить, он не уступил бы самому Мессершмитту 109, который лет 70 назад был частым гостем крымских степей! Но мы сейчас только в самом начале подъема, и шума, который возникает от скорости в ушах, не слышно. Педали крутятся легко на первой передаче, а сам велосипед о имени Элеонора послушно везет меня вперед и вверх на подъем. Автомобилю его преодолеть — дело получаса, а для нас это целая глава борьбы и эмоций.
К десяти утра становится тяжелее ехать, да еще уже прогревшийся на крымском солнце ветер не освежает, и мы останавливаемся у импровизированного лотка с продавщицей. Здесь их часто можно встретить. Продают в основном фрукты, молоки и совсем иногда ягоды. Мы берем козье молоко и персики — наш небольшой ланч на пути вверх.
Сидя за соседнем с продавщицей сельского уюта прилавком, мы немного осмотрелись: напротив нас открывается подъем на старую ялтинскую дорогу, в горы, где установлен дорожный памятник этим местам — байдарский тоннель. Конечно, он не сравнится с тоннелями наших мегаполисов, однако для своего времени он великолепен. Именно через него шли освобождать Севастополь войска отдельной Приморской армии.
Сразу за поворотом знак «Немецкое военное кладбище». Знаете, военные кладбища всегда заслуживали отдельного уважения и почета . И тут не нужно идеологий, ведь те, кто там похоронен, по большей части не за Гитлера воевали, а скорее потому, что их сюда прислали и приказали захватить вон ту высоту. Я хочу сказать о том, что именно из этого складывается война — из таких маленьких эпизодов. Знаете, этому стоит восхищаться, я сейчас не в каждом вижу эту самоотверженность, с которой сражались и жили раньше. И с чисто человеческой точки зрения, я этим восхищаюсь.
Мой дед всегда говорил: «Если ты делаешь что-то для других, то только это может заслуживать уважение!»
Триста тысяч с каждой из сторон пали при операциях в Севастопольском регионе, и этот эпизод должен быть уроком всем, когда мы захотим подарить демократию очередной стране, живущей в деспотизме. Наверно, ни одно политическое решение не стоит такого количества жертв, ни одно слово или цель какой-либо группы людей не стоит ни одной слезы матери солдата!.. Мы ведь все умеем договариваться.
Сейчас, уже после войны построили более современную и удобную для автомобилей дорогу: широким шоссе соединены главный город-герой и главный курорт нашей Родины. На ней меньше серпантинов и больше прямых подъемов, и как для велосипеда, она более монотонно-тяжелая, веь километров двадцать ты крутишь педали по пути наверх, и почти нет прямых участков.
Дорога уходит за поворот, где мі встречаем трактор-очиститель шоссе, он движется чуть медленнее нас, и я с трудом перебарываю в себе желание ухватиться рукой за элемент корпуса трактора и проехать таким образом хотя бы километр дистанции. Все-таки не безопасно, да и не умею... пока не умею! Оставляю для себя заметку — обязательно научиться на следующий год!
Вся наша жизнь — это наверно поиск пути, поиск попутчика или единомышленника. И вот, на остановке мы видим коврики и рюкзаки — первые пешие туристы, которым с нами по пути.
«На раму сядешь?» - спрашиваю я после утвердительного ответа на мои: «Не в Симеиз ли?». Шатенка из Белоруссии улыбается, и отвечает: «Велосипед не поломай!». Мое предложение так и остается шуточным, хотя если бы не было другого транспорта.... Но это скорее мое самолюбие и желание нравиться, чем трезвый расчет.
Пожелав друг другу удачи, нажимаю на педали, упуская их к полу, и велосипед набирает привычные 12 км/час на подъеме, и мы скрываемся за очередной сопкой, которых уже три или четыре было.... Я после второй перестал считать.
После затяжного подъема должен быть спуск, и вот, после левого поворота перед нами открываются морские пейзажи, а впереди нас Байдарская эстакада, а дальше Форос. Мы позволяем нашим коням набрать долгожданные 60, а сами наслаждаемся переменой в воздухе: степь сменилась субтропиками, а хвоя пришла на место липам!
Впереди нас еще много подъемов и спусков, даже падения у меня будут, но это все не так уж и важно — начался спуск!
…В путешествии мы хотели встретить двух незадачливых велосипедисток со спущенными колесами и без насосов. Мы бы им с радостью помогли — у нас-то они всегда с собой... Однако встретили только трех башкиров с солнечной батареей.
Путешествия по Крыму всегда дарят то, чего ты не ждешь!
Фёдор Порохин, 10.09.2013