Часто людям кажется, что очередная шоколадка или кусок торта приносят им счастье, пусть даже на короткое время. Но они ошибаются в терминологии, шоколадка не приносит счастья, она доставляет удовольствие. Счастье и удовольствие — это различные понятия, разные состояния, за них ответственны разные биохимические сигналы. Физиологическое удовольствие можно получить от сладостей, сигарет, вина, наркотиков — то есть, при помощи химических субстанций и в одиночестве. И длится оно недолго.
Ада С. — красивая высокая дама, величественная, седая, но еще не старая. Несмотря на множество проблем со здоровьем и запреты врачей, она каждый вечер съедает большой кусок торта.
Первая задача диетолога: определить причины лишнего веса. Это могут быть слишком большие порции, пищевая зависимость, эмоциональное переедание и другие. Проблема Ады С. — большой кусок торта каждый вечер. На варианты замены она не соглашается.
— Я все понимаю, — говорит она. — Да, лишний вес, одышка, боль в коленях, повышенный сахар в крови... Но видите ли... Я прожила яркую жизнь. У меня был любящий муж, прекрасная работа, чудесные друзья — среди них было много интересных людей и даже знаменитостей. Мы с мужем объездили полмира. Но сейчас я на пенсии. Недавно овдовела. Потеряла связь с друзьями. Сын с семьей живет в другой стране. Они приезжают, конечно, каждое лето, но... внуки почти не говорят по-русски. Круглый год я одна дома. С наступлением темноты, я наливаю чаю в любимую чашку покойного мужа. Отрезаю большой кусок шоколадного торта с малиновой прослойкой — любимое лакомство моего сына — мы всегда покупали этот торт на его день рожденья. Я усаживаюсь на тахте, укладываю больные ноги на подушку и ем. И это — увы — самый счастливый момент дня. Что останется, если я лишусь и этого?
Действительно, что ей останется? Да, это ее жизнь, ее здоровье... имеет право, в конце концов, распоряжаться всем этим по своему усмотрению.
— Видимо, я достойна жалости, — продолжает она. — Но сейчас для меня — счастье в еде. Еда — моя единственная любовь, которая всегда рядом.
Роль диетолога — найти проблемы и предложить варианты решения. Остальное зависит от нее. Все, что я могу сказать, это что она ошибается в терминологии — торт не приносит ей счастье, пусть даже на короткое время. Он доставляет удовольствие. Счастье и удовольствие — это различные понятия, разные состояния, за них ответственны разные биохимические сигналы.
Физиологическое удовольствие можно получить от сладостей, сигарет, вина, наркотиков — то есть, при помощи химических субстанций и в одиночестве. Длится оно недолго. Чтобы его получить вновь, нужна новая порция "кайфа". Допамин, гормон удовольствия, стимулирует нервные клетки, возбуждает их. Если стимулировать клетки постоянно, их реакция на источник удовольствия ослабевает. Поэтому многим требуется все большая доза, чтобы получить удовольствие той же силы. Постоянная погоня за кайфом может привести к зависимости.
Гормон счастья — серотонин. Он успокаивает нейрон, дает чувство гармонии, полноты жизни и покоя. У кого-то источник счастья — дети. У кого-то — любовь, у кого-то оно — в реализации таланта, в интересной работе, путешествиях или творчестве. Для равновесия нам нужны оба гормона в определенном количестве. Но избыточный допамин блокирует серотонин. Поэтому погоня за «химическими» удовольствиями (сладости, никотин, алкоголь, наркотики) буквально убивает счастье.
Счастье нельзя выкурить, съесть или выпить. Оно всегда приходит извне. Ощущение счастья продолжительно. Счастье — это когда у тебя есть те, кого ты любишь, то, что ты любишь делать и то, что ты можешь подарить другим. А еда — это всего лишь еда.
О том, что все-таки нельзя недооценивать еду, читайте в статье Евгении Кобыляцкой в декабрьском номере «Психологии эффективной жизни». Подписка бесплатная. Журнал придет вам на почту 29 ноября.