В январе 2017 года фотожурналист и автор проекта Bad Planet Александр Фёдоров отправился на Кубу, чтобы изучать жизнь без Фиделя и снимать историю про местный балет — аутентичный, страстный и труднодоступный для фотографов. По пути родилась коллекция снимков Гаваны, которая стихийно меняется прямо сейчас.
Куба меняется. Мы здесь впервые, но она уже сильно не похожа на то, что о ней пишут путеводители. На улицах постепенно появляется общественный интернет, а несколько лет назад это невозможно было даже представить. Правда, для того, чтобы купить карточку, нужно отстоять двухчасовую очередь в центральный отдел связи в старом городе. Зато на улице десятки хотспотов, откуда можно очень медленно и нервно запостить фотографию в социальные сети.
Прошли двойные стандарты валюты: национальный песо — для местных, конвертируемый — для туристов. Теперь любой из них можно поменять, и в магазинах у вас примут любой из двух — разница только в номинале. Так что скоро и эта уникальная черта страны уйдёт навсегда.
На Кубе две валюты — песо и куки. Песо предназначается местным, а куки (они же «песо конвертибле») зависят от мировых валют и предназначены туристам. Только на куки можно поменять рубли, снять гостиницу или забронировать экскурсию.
Старый город полон туристических кафе и отелей с очень приятной и всё ещё дорогой едой. А переночевать дешевле 25$ за ночь просто не выйдет. Правительство Кубы хоть и позволило местным сдавать свои дома, но из-за высоких налогов цена высоковата и мало альтернатив. Оставаться у друзей-кубинцев в обход отелей возможно, но это будет нелегально. Для этого вам пригодится знание испанского.
Несмотря на перемены, на улицах — всё та же пестрота, за которой путешественники едут в Гавану: мужики, играющие в домино среди раздолбанного старого города; пёстрые темнокожие последователи сантерии; машины начала XX века; легендарная набережная Малекон; кабаре, в которых играет Buena Vista Social Club. Здесь всё так же легко найти дешёвый алкоголь, сигары и компанию непонятных темнокожих друзей, пьющих за ваш счёт.
Сюда ещё не вернулся хороший мохито, который популяризовал Хемингуэй. В своё время он попробовал коктейль в баре La bodegita del medio, который теперь забит его фанатами. На Кубе дефицит лайма и мяты, поэтому мохито здесь чаще всего из концентрата. Зато дешевле всего на свете. В любом уличном баре это пойло из потрясающего рома и сомнительного всего остального стоит какой-то доллар.
Туристов становится больше, и они меняют город. На улицах — живая музыка. Старый город начинают реставрировать, и в его центре уже и не понять, что когда-то здесь была социалистическая разруха. Правительство ведёт себя очень осторожно, чтобы не дать большим сетям и западным компаниям захватить весь бизнес, к ведению которого ещё не приспособлено местное население. Выглядит очень правильно, особенно учитывая, как быстро остальная Латинская Америка сдавалась под натиском гигантских международных компаний.
Мы снимали небольшую историю про кубинский балет. Он массово пришёл в страну незадолго до революции вместе со школой Алисии Алонсо. После революции 1959 года Фидель Кастро выделил государственный бюджет на поддержку балета и создание прочных культурных связей с Советским Союзом. Уже через несколько лет о талантливых кубинских балеринах узнал весь мир во время гастролей школы Алисии по Европе и Штатам.
«Наши движения шире и чувственней. Это не то, что у вас в России танцуют — как будто в толстых пальто», — говорит Лаура Алонсо, известная кубинская балерина и дочь Алисии.
Кубинцы не верят в технику танца так, как наши артисты. Они считают, что танец исходит изнутри тебя. Им можно доверять: они танцуют лучшую и самую чувственную сальсу и ча-ча-ча в мире.
По традиции кубинцы танцуют всё ту же более эмоциональную версию советского балета. Здесь он, кажется, замер в середине XX века, как и другие местные декорации. Но кубинская школа скоро изменится. Здесь наступают совершенно другие времена.
Автор фотографий Александр Фёдоров
Понравился материал? Тогда ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать интересные тексты ещё чаще.