Найти тему

КАК МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?

Оглавление

Мое главное преимущество в том, что я все еще продолжаю учить иностранные языки (сейчас — это французский, выхожу на уровень С1). Хочу отметить, я не просто рассказываю студентам — делайте так и эдак, но и сама регулярно прохожу те же этапы в изучении иностранного языка, что и мои студенты.

Мне кажется, каждый, кто учит иностранные языки, проходит одинаковые этапы:

Воодушевление — первые сложности — гордость преодоления — снова сложности — отчаяние — потеря мотивации («я никогда не выучу этот язык, кто его вообще придумал») — возврат к снаряду — повторение цикла сначала

Эта схема — абсолютно ненаучная и сделана просто из моих наблюдений за моими студентами и собственного опыта. Но, как показывает практика — чаще всего происходит именно так.

В этой статье я расскажу вам — как же себя мотивировать, чтобы регулярно «возвращаться к снаряду».

Студенты языковой школы, где я работала, платили невероятные деньги школе за быстрое и эффективное изучение языка. На пробных занятиях я всех студентов предупреждала, что результат будет, если вы будете пахать. Чаще всего такие люди ставили перед собой конкретную цель: переезд, учеба за границей, работа в крупной компании и т. д. Студенты на волне первого вдохновения всегда говорили, что само собой разумеется — они готовы работать. Когда они начинали курс, то почти сразу делились на две группы по типу мотивации:

ПЕРВАЯ ГРУППА — СИЛЬНАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ, СЛЕДОВАНИЕ СОВЕТАМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Человек четко знает, зачем ему это нужно. Он понимает, что БЫСТРО получить результат можно, только если инвестировать МНОГО времени в изучение языка. Такие студенты, как правило, слушают советы преподавателя, задают вопросы, с уважением относятся к преподавателю. Это кажется очень простым, но на деле не у всех выходит. Почему? А потому что:

  • Делать ДЗ вовремя и в полном обьеме — это уважать преподавателя.
  • Приходить на урок вовремя (и предупреждать, если не приходишь, желательно раньше, а не за 15 минут до начала урока) — это уважать преподавателя.
  • Приходить на урок подготовленным — уважать себя и преподавателя.
  • Если человек приходит неподготовленным, он тратит время впустую — свое и преподавателя.
  • Если он регулярно занимается, не переносит занятия — это тоже уважение к себе, своим решениям и уважение к преподавателю.
  • Студент задает вопросы, если что-то непонятно, и просит преподавателя обьяснить еще раз — это уважение к себе. Даже самый лучший преподватель — не телепат. Если вы не спросите, или, наоборот, на вопрос: «Все ли понятно?», скажете «угу», то он не всегда угадает, что за этим «угу» кроется.

Человек понимает, какой конкретный результат он хочет на выходе.

Например, понимать фильмы и читать книги — это не конкретный результат, потому что его нельзя получить за короткий срок.

Почему нельзя? Потому что КАКИЕ фильмы? Какие темы? Из какой сферы? Как мы будем измерять прогресс и оценивать результаты?

Пример конкретного результата — это говорить и понимать, что тебе говорят в бытовых ситуациях. Например, после переезда — пойти в банк и открыть себе счет, или уметь вести переговоры на работе с иностранными партнерами (опять, нужно конкретизировать, в КАКОЙ сфере). Нужно понимать, какой обьем языка нужен и для чего.

Пример из практики: студент XY живет в России, ему предложили перевод в Швейцарию по работе. Он переезжает через 7 месяцев, и за это время ему нужно достигнуть уровня Intermediate. То есть — уметь объясниться в бытовых ситуациях, вести small talk с коллегами, говорить с новыми знакомыми, чувствовать себя комфортно в новой стране. Через 7 месяцев именно этот результат получил студент. Почему? Потому что делал все то, что я описала в пункте 1.

-2

ВТОРАЯ ГРУППА — СИЛЬНАЯ, НО НЕПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ И ПОНИМАНИЯ ЗАЧЕМ

Представим — студенты, которые учат язык «про запас», «для себя», «возможного переезда». Чаще всего у них наступает спад, потому что они не знают, конкретно — ЗАЧЕМ. Потом начинаются вечные отговорки — преподаватель плохо научил, курсы плохие, объяснение не очень, или еще хуже — кошка болеет, у собаки лапа болит, у свекрови мигрени, нет времени и т. д.

Тут я бы хотела объяснить, что преподаватель не учит язык ЗА студента. Он выступает в роли тренера. Тренер за вас приседает на тренировках? Вот и преподаватель за вас не учит. Правило учится дома, а на уроке отрабатывается.

При желании язык можно выучить самостоятельно (сейчас столько возможностей, и да, я лично знаю тех, кто выучил язык самостоятельно). Самостоятельно не очень получается вести диалог. Вот для этого и нужен преподаватель — вы ему даете подачу, он отбивает, и так по кругу, пока не научитесь это делать достаточно хорошо. Внимание — не идеально, а ДОСТАТОЧНО хорошо. Нужно открывать рот и говорить, иначе результата не будет.

Поначалу будет получаться коряво, вы будете бледнеть, краснеть, потеть и думать, что никто не говорит хуже вас. По своему опыту знаю — это проходит. Нужно только продолжать и не сдаваться. Если у вас есть сильный страх, то попробуйте идти ему на встречу, как будто вы в холодную воду заходите — сначала одной ножкой, потом ручкой трогаем воду, затем постепенно заходим по пояс, а потом - каааак поплыли.

Тут я бы хотела объяснить, что преподаватель не учит язык ЗА студента. Он выступает в роли тренера. Тренер за вас приседает на тренировках? Вот и преподаватель за вас не учит. Правило учится дома, а на уроке отрабатывается.
-3

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОПУСТИТЬ РУКИ И ВЕРНУТЬ МОТИВАЦИЮ?

Если у вас в жизни действительно тяжелый период, а изучение языка только добавляет стресса (я сейчас говорю про тяжелый период, а не про отговорки), то снижается ваша мотивация. Потеря мотивации — это нормально. Что же делать, чтобы вернуться к снаряду и не забросить изучение иностранного языка от слова совсем?

  • Поставьте себе приблизительный срок. Например, я знаю, что август 2018 — это тяжелый месяц, много переездов, подготовка к началу учебного года (я работаю в университете), много значимых событий в личной жизни. Поэтому я договорилась со своим преподавателем французского, что сделаю перерыв до сентября.
  • Запланируйте возвращение к занятиям. Скажите себе: «15 сентября я снова начинаю заниматься».
  • Переведите изучение языка в режим удовольствия. Попробуйте начать делать все то, на что не хватало времени. Как приятно посмотреть фильм на изучаемом языке, сериал. Но без судорожного дерганья к словарю, а ПРОСТО ТАК.
  • Двигайтесь в своем темпе и не теряйте связь с языком. Продолжайте заниматься, но в очень облегченном формате. Если это черепашьи шаги, пусть будут такие, чем никакие. Даже если раньше вы двигались семимильными.
  • Хвалите себя за каждое маленькое действие.
  • Язык — это труд, иногда — непосильный. Не вините себя и дайте себе время!

На тему мотивации написано много статей, но мне кажется, что в контексте иностранного языка, она особенно актуальна. Если вы хотите почитать подробнее, то вот хорошая статья на эту тему.

Мои любимые цитаты из статьи. Что делать, если пропадает мотивация?

  • Пересмотреть свою цель и определить вашу РЕАЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. Для чего вы делаете то, что делаете?
  • Пересмотреть сроки, сделать цель более реальной.
  • Двигаться в своем темпе, а не в чьем-то другом.
  • Не обращать внимания на других. Больше жить в состоянии «здесь и сейчас», а не в «вот если бы я…»
  • Поработать внутри себя — возможно у вас есть какие-то внутренние негативные установки, которые вас тормозят. Если есть — работать с ними в первую очередь.
  • Дать себе право на ошибку.

Способы повышения мотивации и возвращения хорошего настроения:

  • Переключаться. Не зацикливаться на том, что не получается. Отвлечь мозги. Заняться чем-то, вообще не связанным с целью.
  • Все варианты поднятия уровня энергии — медитации, музыка, творчество, спорт. У каждого свое.
  • Визуализация. Картинки, заставки, карта желаний, альбом желаний — что угодно. Главное — не только сделать, главное -РЕГУЛЯРНО на всю эту красоту смотреть и представлять, как вы себя будете чувствовать, когда у вас это все будет. Заметьте, не ЕСЛИ, а КОГДА.
  • Позволить себе проживать ВСЕ эмоции, которые у вас будут на пути к вашей цели.
  • Лучшая мотивация — это ваши достигнутые результаты.

А что делаете вы, если пропадает мотивация, и никак не получается вернуться к изучению языка? Буду рада услышать о вашем опыте в комментариях!

Больше классных советов и статей по изучению иностранного языка - в моей рассылке. Посмотреть архив можно здесь.

***

Ясмина Ступак

Об авторе

Сайт