Меня зовут Ильназ Набиуллин — я владелец сети экспресс-парикмахерских «Чио-Чио», магазинов женской бижутерии (Zifa) и мужских украшений (Gentlz). В этом материале я на примере «Чио-Чио» расскажу, как придумать нестандартную идею для бизнеса.
Решите, чем вы не хотите заниматься
Если не знаете, каким бизнесом заняться, сначала решите, чем вы заниматься не хотите. Когда я планировал запускать новый проект, я взял бумагу и составил четыре пункта, с которыми больше не хочу связываться.
Валюта. Для прошлых проектов товары приходилось закупать у иностранных поставщиков. Из-за нестабильного курса доллара в бизнесе появляются сложности — приходится отступать от запланированной бизнес-модели, либо работать себе в убыток.
Привязка к торговому центру. Продажи магазинов Zifa и Gentlz были связаны с местами в торговом центре. Подобная зависимость, помимо очевидных минусов, также не позволяет масштабироваться: если в городе всего 3 торговых центра, я смогу открыть только 3 магазина — дальше мне идти некуда.
Узкий сегмент. Новый проект не должен был создавать спрос с нуля, как это, например, было с мужскими украшениями Gentlz. Бизнесу нужна огромная аудитория.
Большие вложения. На предыдущих проектах я устал прикладывать много сил на возвращение клиента. Хотел, чтобы клиенты сами ко мне возвращались без лишних вложений в рекламу.
Полгода я искал подходящие варианты по этим критериям. В то время я развивал проект Zifa — магазины с женской бижутерией по 99/149 рублей. Мне нравился формат дискаунтера и хотелось, чтобы новый проект был таким же простым, понятным и прибыльным. Однажды я сидел в барбершопе и спросил у своего друга: «А что, если скрестить твой барбершоп с моей Zifa?». В этот момент и появилась идея «Чио-Чио» — парикмахерской эконом-формата.
Скрещивайте бизнес-модели
Когда я решил, что это будет парикмахерская, я собрал всю свою команду — работников управляющей компании. Мы представили, что Zifa выкупает барбершоп и подстраивает его бизнес-модель под свою. Записывали все идеи, пока у нас не сформировалась точная картина — какой станет будущая парикмахерская.
Поэкспериментируйте в своей компании: представьте, что вашу пекарню покупает Газпром, Почта России или Comedy Club. Что изменится? Хлеб будут выпекать бывшие КВНщики?
Записывайте все идеи, которые появляются на мозговом штурме. Обычное первые 20 их них — банальные, но уже потом начинаются стоящие мысли, из которых рождается нужная и привлекательная идея.
Узнайте боли клиента
Сказать, насколько рабочей будет та или иная идея, может только потенциальный покупатель. Не нужно думать о том, что вы можете ему дать. Не спрашивайте, что хочет получить ваша целевая аудитория. Лучше спросите, что ее бесит в уже существующем продукте или услуге. Эти ответы помогут понять боли клиента и найти фишки, которые станут скелетом вашей идеи.
Вот, например, какие боли клиентов и их решения выделили мы.
Бесит, когда смотришь на себя в зеркало. Решение простое — мы поставили экраны напротив клиентов и запустили короткие видеоролики.
Бесит, когда нужно общаться с администратором. В наших парикмахерских запись и оплата проходит через терминал: клиент регистрируется в системе, платит и получает каждую шестую стрижку в подарок.
Бесит, что все по записи. Ни в одной нашей парикмахерской нет записи на стрижку. При этом поток хороший — на одной точке мы как-то обслужили 123 клиента за день.
Бесит, что играет шансон. Мы создали собственную радиостанцию: загружаем в главном филиале плейлист и музыка транслируется по всем парикмахерским.
В нашем формате не было ничего супернового, мы не придумали какой-то необычный продукт — мы его только немного изменили. Чтобы стрижка занимала 15 минут, мы убрали мойку — мастера используют специальные пылесосы. Стоимость любой стрижки — 200 рублей. Перед каждым клиентом обрабатываем инструмент, складываем его в ультрафиолетовую печь или бумажные пакеты. Большинство фишек мы подсмотрели в Японии.
Поверьте в идею
Формат экспресс-парикмахерских — новый для российского рынка. Мы боялись, что идея не приживется. Но людям нравится. Всех клиентов, независимо от возраста и статуса, объединяет желание постричься быстро и дешево.
Главная задача предпринимателя — не продать идею клиенту, а продать ее самому себе. Когда у меня была сформирована четкая идея, я начал действовать, искать место, мастеров. Открыв первую точку, жутко переживал, два дня стоял у входа и смотрел, как люди приходят, как стригутся. С открытия первой точки прошел год, и сегодня у «Чио-Чио» больше 150 партнеров-франчайзи.