Так вышло, что, устав от жизненных перипетий и от бесконечной суеты, я включил первый сезон сериала «Теория Большого Взрыва» и пропал из жизни надолго. Третий сезон еще только подходит к концу, всего сезонов десять, и нет никаких шансов, что меня отпустит хотя бы до конца месяца. Учеба и поиски работы по-прежнему остаются в приоритете, но теперь все свободное время посвящено одинокому самосозерцанию наедине с очередным ситкомом. Казалось бы, такая форма досуга не подходит жаждущим впечатлений молодым людям. Однако у меня достаточно знакомых, чьи дни проходят именно так, в глубоком затворничестве, в котором варьируется лишь вид цифрового увлечения. Как вышло, что люди, не обремененные обязательствами, стали искать меньше развлечений вне дома?
Собственно, нельзя сказать, что наша ситуация уникальна. В России за просмотром того же ситкома «Друзья» вполне могли засиживаться и наши родители. Уютный суррогат реальности куда лучше помогает справиться с давлением окружающего мира. Однако наше поколение станет, вероятно, первым поколением, в котором сформировалась целая культура отрицания действительности. Молодые эскаписты сидят дома, читают книги или занимаются компьютером. Общаются в основном посредством соцсетей. Культурные мероприятия мало их волнуют. Реальное общение – хороший вариант, но часто весьма утомительный для них. В конце концов, всякое увлечение может быть заменено виртуальным аналогом.
Почему так? Ведь, казалось бы, реальная жизнь лучше, она предлагает куда больше впечатлений, эмоций? Однако уровень тревожности в обществе растет. На молодежи, в целом плохо подготовленной к реалиям, это отражается весьма серьезно. Проблемы в семье, трудности на работе или с ее поиском, трудности на личном фронте – от всего этого порой проще убежать, чем принять, как данность. Кто бы ни говорил о том, что реальная жизнь должна быть полна риска и эмоций, но отсутствие всякого островка спокойствия вокруг вынуждает нас самих строить этот остров спокойствия. И окружать его стенами. Потому что сходиться с людьми страшно и тяжело.
Эскапистам тревожно и неуютно. Знакомая смотрит аниме – в ее семье что-то не ладится, и она предпочитает углубляться в сюжетные арки и в характеры персонажей, не выходя с родными на контакт. Приятель смотрит «Черное зеркало» - ему тяжело знакомиться и сходиться с новыми людьми, общение в соцсетях с новым человеком затухает в среднем за четыре-пять дней (статистика, взятая из реального разговора). Я смотрю ситкомы – в них куда уютнее, чем за окном, где озлобленные работой и бытом люди пытаются сгладить свои неровности и острые углы, пьют, ищут точки соприкосновения с другими, но, по сути, также теряют его в бесконечных иллюзиях.
Тревожность захлестнула общество, несмотря на рост качества жизни, несмотря на успехи и высокие обещания. Призыв не выходить из комнаты, некогда кинутый грустным поэтом в эмиграции, украшает странички нынешних школьников. Умирает желание чуда. Умирает ощущение, что что-то можно построить в этом мире. И сиюминутная награда виртуального мира кажется куда более заманчивой, нежели реальные успехи.
Я снова не буду спать до глубокой ночи. Ситкомы сглаживают тревожность и позволяют заглушить внутренний голос, укоряющий за отсутствие стимула бороться и продолжать. Каждый может кинуть свой камень в эскаписта. Но на фоне общих разочарований у всякого могут опуститься руки. Задумайтесь – может, это уже происходит и с вами?