Найти тему
Классическая ГИТАРА

Что такое "бездушное" или "механическое" исполнение?

Часто приходится слышать такие эпитеты в адрес музыки, которая не понравилась слушателю (или преподавателю). Что же на самом деле это означает? Другой вариант: "Сыграл точно все ноты, а музыки не получилось". Как ни странно, такие заявления чаще всего вызывает исполнение, где все ноты сыграны далеко не "точно", а с огромным количеством технических ошибок (пусть даже мелких).

Таким образом, подобные формулировки крайне расплывчаты и не отражают сути проблемы. Будучи адресованы учащемуся, они могут и не помочь: вас просто не поймут. Действительно, каким это образом исполнение оказывается "механическим", если ученик еле-еле выкручивает произведение технически, или оно просто недоучено? Ему по собственным ощущениям вполне ясно, что до "механического" исполнения, где каждая нота звучала бы стабильно, ясно, чётко и вовремя, ему очень далеко, а его почему-то обвиняют в механистичности... Ему что, нужно делать ещё больше ошибок, или может быть, играть полностью непредсказуемо?

Для прояснения сути проблемы придётся ответить на вопрос, что же такое "душевное", не механическое, "музыкальное" исполнение. А это всего лишь исполнение, которое выстраивает верную, убедительную и понятную слушателю музыкальную форму. Когда при завершении исполнения в сознании слушателя остаётся внятный образ только что выстроенного в процессе игры монументального "здания", как во всех его мельчайших деталях, так и в общем замысле.

Что же требуется для построения подобного монумента? Необходимо видеть, держать в голове целое (то есть всю музыкальную форму) на протяжении всего исполнения, в каждый конкретный (любой) момент. Например, если произведение состоит из частей A, B и C, а затем повтора части A, при этом часть А мы мыслим как бравурную, часть В — как трагическую, а часть С — как умиротворённую, то, находясь в процессе исполнения где-нибудь в середине "трагической" части, необходимо помнить, где мы находимся, куда идём, и что должно произойти после. В противном случае у этой части очень мало шансов стать "трагической" — она будет похожа на все остальные в своей непредсказуемости. Эти соображения касаются не только формальных крупных частей произведения, но и самых мелких его частей, вплоть до отдельных мотивов: в процессе игры необходимо осознавать место исполнения, где мы находимся и куда направляемся.

Таким образом, "механическое" исполнение на самом деле является лишь полностью хаотичным, бесконтрольным исполнением. Когда исполнитель живёт в отрезке двух своих ближайших нот, и, куда его заведёт дорога, совершенно не представляет сам. Разумеется, эта ситуация возникает при технических трудностях: он бежит с горы, его несёт, и его главная проблема — только бы успеть выставить вперёд ногу так, чтобы через мгновение не зарыться лицом в землю. Тут уж не до того, чтобы думать о направлении...

Если вы считаете информацию полезной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Миссия этого канала.