Найти в Дзене
Невероятные Механизмы

Шаропоезд Ярмольчука, "застрявший" в истории. Ч.2

Часть 2. Часть 1 читать на "НМ"

В 1931 году на Ярославской ж/д неподалеку от станции Северянин началась стройка шародрома для испытаний «ШЭЛТ»а. Смета стройки впечатляла — около миллиона рублей. Это вызвало и первую критику — проект называли слишком дорогим, сложным и малоперспективным.

Однако около сотни специалистов были откомандированы для участия в проекте. Для ускорения и удешевления стройки, первый путь делали не из железобетона, а из дерева. Всего в 1931 году было изготовлено три километра пути.

-2

В течении первых месяцев 1932 года был собран так же и первый «шаровагон», длиной около семи метров. Диаметр колес — около метра. Это был, так называемый, «малый» испытательный проект. До конца года изготовили еще четыре вагона. По результатам испытаний «ШЭЛТ» развивал скорость до семидесяти км/ч, а проявившийся (и предполагаемый Ярмольчуком ранее) гироскопический эффект от конструкции колес, делал поезд устойчивым и стабильным на любой скорости.

-3

Разумеется, появились и проблемы — конструкция «стрелок», лед и снег, скапливающиеся в желобах. При постройке «полноценной» тестовой версии, к ним добавились еще и проблемы из-за сложности прокладки ж/б желобов. Тем не менее, испытания были признаны успешными, и в конце лета 1933 года было принято решение о постройке первой линии пути для «ШЭЛТ»а: от Москвы до Ногинска.

-4

Однако повторная экспертиза привела к тому, что «перспективный» и «продвигаемый» проект так и остался в истории ж/д транспорта только в виде опытного полигона — «полноценную» шаро-ветку даже не начали строить. Дефицит мощностей и средств проявлялся во всем: от производства железобетона, до конструкций электродвигателей и шароколес. «ШЭЛТ»во всем требовал высочайшего качества — скорости предполагались чрезвычайно высокими.

-5

После 1934 года о шароэлектролотковом транспорте забыли. Судьба первой трассы и «опытного» шаропоезда неизвестна. Николай Григорьевич Ярмольчук еще несколько раз предлагал возобновить производство своих поездов, но не находил поддержки. После смерти в 1978 году разработки некогда почти революционного транспорта прекращены.

Следует сказать, что изобретатель шаропоезда работал над совершенствованием и в других сферах ж/д трансопрта. Многие изобретения Николая Ярмольчука внедрялись в серийное производство.

Часть 2. Часть 1 читать на "НМ"

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!