Конечно же, не фильм, а сам Электроник. Не тот робот, питающийся от сети из книги Евгения Велтистова, но вот этот — саморазвивающийся андроид (или он киборг?) Интересная деталь — роль профессора Громова была поручена тому самому Николаю Гринько, что сыграл Профессора в «Сталкере». Точнее, оба фильма вышли в 1979 году. (Да, Гринько ещё сыграл папу Карло — ещё одного криэйтора, но сейчас именно о Профессоре).
Так вот герой «Сталкера» повествует: «Просто бомба. Двадцать килотонн. Мы собрали её с друзьями, с бывшими моими коллегами. Никому, как видно, никакого счастья это место не принесёт. А если попадёт в дурные руки». Электроник — существо практически всемогущее и при этом — умеющее подстраиваться под окружающий мир — ещё большая бомба, чем любое оружие. Точнее — вполне сравнимо с бомбой.
Представим себе, что технологии Громова действительно попали в «дурные руки». Один раз уже удалось найти кнопку и переправить железного парня за границу. Почему бы не снова? И уже не с «коммерческими» целями, но с велико-научными, с гегемонистскими. В голливудском кино это реализовали бы с удовольствием. Вот некая тайная и могущественная Корпорация — у неё не только свои люди в Конгрессе США, но и самые лучшие умы, техника, разработки.
...При том, что глава Корпорации — человек довольно публичный, разве что засвечен он вовсе в иной ипостаси. И вот он начинает охотиться за бесхозной (по сути) игрушкой профессора Громова. А лучше — за самим принципом и пусть уж гуляет клон Серёги Сыроежкина, решая всем задачки и напевая голосом Робертино Лоретти. Нужен не сам Электроник, а суть, позволяющая клепать управляемых людей. Не всех, конечно, а вот конкретно-точечно.
В Голливуде показали бы гигантскую лабораторию с рядами супер-компьютеров, лощёных сотрудников в белых халатах, многоярусные — подземные системы, двери, как в бункере и прочую высокотехнологичную дребедень. Конечно, в финале американского блокбастера и Корпорация была бы разрушена, и её глава — убит, но сам факт. В СССР никто и никогда не представлял «страшные» последствия — даже наша фантастика рисовала исключительно светлое будущее.
Весь этот скепсис Азимова, Саймака или, допустим, «социалистического» Лема — это не наш метод. «Только небо, только ветер, только радость впереди!» - как пелось в том самом фильме. А по факту опыт Громова — страшен. Ещё один вариант. Глобальный. Много раз описан фантастами. Предположим, цивилизация решила разгрузить себя и понаделать «андроидных помощников». Не железо с лампочками, а таких вот кудрявых мальчиков, могущих в разреженной атмосфере жить, и бегать со скоростью 300 км в час, и питать отвращение к воде.
Эти существа очень скоро поймут, что вон те «мясные» уродцы, которым постоянно хочется жрать попросту не могут управлять ими. Более того, электроники могут усомниться в том, что люди вообще их создали. Несовершенные, смертные, нелогичные. Все эти «принципы робототехники» иной раз ...ломаются. Вспомните рассказ Азимова «Логика». Да, там всё вывернулось удачно, однако же, кто знает? Тем более, модель Электроник показана, как эволюционирующая.
Зина Корзина (с)