Спрос и предложение: будет ли согласие?
Спрос и Предложение – эта бизнес-пара чем-то похожа на многих супругов: с одной стороны, не могут порознь, а с другой – не всегда ладят и соответствуют друг другу.
А как дела у этой парочки в бытовой химии?
1. Сколько нам ее нужно?
В настоящее время среднедушевое потребление бытовой химии в России около 10 кг/чел. в год, что выше среднедушевого потребления в мире (7,6 кг/чел. в год). Гордиться тем, что потребление у нас выше, чем, например, в Намибии, вряд ли можно. В развитых странах потребление моющих средств и бытовой химии достигает 21,7 кг/чел. в год (Северная Америка) и 19,2 кг/чел. в год (Западная Европа).
Фактический объем внутреннего рынка составляет порядка 1,5 -1,6 млн т в год, а в денежном выражении, по данным Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), он в 2016 году составлял 160-200 млрд руб.
Потенциал рынка бытовой химии в России реализован меньше, чем наполовину. С одной стороны, это связано с привычками населения: согласно исследованию Nielsen, около одной трети опрошенных в мире (31%) убираются каждый день, и столько же ежедневно устраивают стирку, большинство же россиян убираются дома один раз в неделю (40%), стирают два и более раз в неделю (41%). С другой стороны, значительный потенциал бытовой химии в России остается не реализованным, считает президент группы компаний "Майер" Елена Миляева, «по причине недостаточных коммуникаций ритейлеров друг с другом и с государственными структурами".
Привычки могут измениться, а коммуникации – наладиться, и тогда, если не будет острых политических и экономических кризисов, оптимистичная оценка потенциальной емкости рынка бытовой химии составит около 2,8-3,0 млн. т в год. Как скоро такое потребление будет достигнуто, предсказать тяжело, пока же эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка в размере 100 тыс. тонн ежегодно при условии стабильности экономики и роста численности населения.
2. О том, благодаря чему спрос несмотря ни на что…
Экономика России впадает в стагнацию: согласно прогнозам Министерства экономического развития России, в ближайшие годы рост ВВП будет составлять 2,2–2,3% при годовой инфляции на уровне 4%. Ожидается, что уже в 2018 году реальные доходы населения выберутся из отрицательной зоны, но будут восстанавливаться до докризисного уровня в течение 5 лет, отыгрывая падение 2015–2017 годов.
Несмотря на консервативную динамику общеэкономических и демографических трендов, отдельные точки роста в ближайшие 5–10 лет все же просматриваются.
Обозначим некоторые из них:
- процесс урбанизации, приводящий к более частому потреблению продуктов бытовой химии, в т.ч. средней и высокой ценовой категории
- рост числа одиночных домохозяйств, характеризующихся удельно более высоким уровнем потребления
- рост доходов работников бюджетной сферы, отличающихся более высокой культурой, и как следствие, потреблением продуктов бытовой химии, в том числе новинок
- рост спроса на инновационные средства по уходу за домом, несмотря на их более высокую цену
- все более сильно выраженный запрос на экологичность и безопасность товаров: спрос на экотовары в России растет: покупатели готовы приобретать такую продукцию на 30% дороже обычной. Главный аргумент при этом – забота о здоровье и окружающей среде.
Ну и не нужно забывать, что бытовая химия традиционно занимает второе место в категории товаров, пользующихся повышенным спросом. Различные чистящие средства, предметы личной гигиены, а также косметическая продукция требуется людям вне зависимости от обстоятельств.
3. А что с предложением?
Бытовая и профессиональная химия — востребованная продукция, спрос на которую, очевидно, будет только нарастать. При этом отечественная индустрия бытовой химии имеет большой потенциал для развития, который на сегодняшний день используется далеко не полностью.
В настоящее время в России ежегодно производится около 1,7 млн тонн продукции, на экспорт приходится 0,2 млн тонн, по импорту поступает 0,1 млн тонн. ежегодный прирост объёмов собственного производства за последние 10 лет составляет 4-5 %.
По словам Петра Бобровского, директора АППИК БХ, российские производители воспользовались кризисной ситуацией и вывели на рынок новые продукты. Ведущие предприятия увеличивают свои производственные мощности, переходят на выпуск продукции, учитывающей изменения в потребительском поведении.
В нашем предыдущем материале (статья «Уверенно идем вперед!») говорилось об уверенном развитии компании НЗБХ. Завод, в частности, в 2017-2018 гг. произвел обновление парка оборудования, на треть увеличил производственные площади, освоил и стремительно нарастил производство продукции в дой-паках (в 2018 году планируется рост ее выпуска в 2,5 раза относительно 2017г, в 2019 году – еще на 80%). Новые линейки завода учитывают спрос на экологичность и безопасность продукции: она не вызывает аллергии, отличается отсутствием фосфатов, хлора и других опасных компонентов. При этом стратегическая линия НЗБХ – курс на высокое качество выпускаемой продукции, которое остается главным фактором примирения спроса и предложения.