Утренний воздух прочертила сигнальная ракета. Первым поднял в воздух свою быстрокрылую машину командир эскадрильи капитан Куценко. Звено за звеном к нему пристраиваются остальные летчики эскадрильи.
Самолеты, набрав высоту, берут курс к месту боев. Сквозь неплотную дымку впереди хорошо просматриваются очертания сопок Заозерная и Безымянная, берега озера Хасан.
При подлете к линии укреплений летчики были встречены сильным заградительным огнем зенитной артиллерии. Умело маневрируя, командир эскадрильи подал летчикам сигнал на изменение боевого порядка.
Эскадрилья рассыпается по звеньям и пикирует на цели, обозначенные в боевом приказе. В прицелах батареи противника. Видны фигуры японцев, бегущих в смертельном страхе от покинутых ими орудий. Бомбы, сброшенные с самолетов, точно ложатся в цель.
Освободившись от боевого груза, самолеты стремительно набирают высоту и разворачиваются для очередного захода. Снова пикируют, звено за звеном, поливая свинцовым дождем окопы противника.
Во время одной из таких атак особенно решительно и смело действовал командир звена старший лейтенант В. С. Гаврилов. Обнаружив зенитную батарею противника, которая вела яростный огонь по нашим самолетам, Гаврилов подал знак командиру эскадрильи и отделился от строя.
Зайдя в тыл усердствующей батарее, он ввел самолет в крутое пикирование и, когда до земли остались считанные десятки метров, открыл стрельбу из пулеметов, одновременно прицельно сбросил бомбы. Одна из них угодила прямо в ящик со снарядами, и страшный взрыв потряс вражескую батарею.
Подобными примерами смелых, самоотверженных действий изобиловали и остальные боевые вылеты летчиков.
В разгар боев над Приморьем несколько дней подряд шли дожди. Из-за плохих дорог и распутицы наши войска стали испытывать недостаток в боеприпасах, продуктах питания, трудно было организовать быструю эвакуацию раненых.
И тогда на помощь наступавшим войскам пришли летчики морской авиации. Их гидросамолеты, груженные всем необходимым, под огнем противника садились на озеро Хасан. Быстро разгружались, брали на борт раненых бойцов и доставляли их во Владивосток.
Вот что рассказывает об этом бывший воздушный стрелок, ныне старшина запаса Михаил Степанович Тимошенко:
«Я летал тогда на МБР-2. Командиром экипажа был старший лейтенант Федотов, штурман — старший лейтенант Захаричев. Получили мы приказ срочно доставить нашим войскам на поле боя продукты питания, а оттуда забрать раненых.
Из-за проливных дождей и распутицы их больше ничем невозможно было вывезти. И тогда эту операцию поручили нескольким экипажам нашей эскадрильи гидросамолетов. Под огнем врага, на глазах у японских самураев, мы приводнились на озеро Хасан.
Доставив красноармейцам сахар, галеты и крупу, мы взяли на борт самолета четырех тяжелораненых бойцов. Тут же взлетели и взяли курс на Владивосток. В воздухе мне пришлось ухаживать за ранеными, даже перевязку сделал одному из них.
Садились в Амурском заливе, в районе нынешней станции Санаторная, там тогда находился госпиталь.
Передали мы раненых бойцов подоспевшим врачам, дозаправили самолет топливом и опять ушли на задание. За эти полеты я был награжден медалью «За отвагу», а командир экипажа Федотов и штурман Захаричев — боевыми орденами».
Из воспоминаний М.Е. Чевычелова "Тихоокеанские соколы".
Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории". Оставляйте комментарии и делайте репосты. Спасибо. ⚡️