Найти в Дзене
КРЫЛЬЯ ИСТОРИИ

⚡️Как торпедоносцы Заполярья уничтожали немецкие конвои

15 января 1943 года на траверзе Сюите-фьорда разведкой был обнаружен конвой: три транспорта в охранении миноносца и двух сторожевых кораблей.

Первой группе торпедоносцев, вылетевшей на его уничтожение, удалось потопить один транспорт и сторожевой корабль. И тогда немцы вызвали для прикрытия с воздуха два звена истребителей.

Григорий Асеев был стрелком-радистом ведущего второй группы наших торпедоносцев. Издали увидел он заходивших в атаку «мессершмиттов» и предупредил ведущего. Резким маневром командир сорвал их атаку. Немцы начали разворачиваться для нового захода. В это время из-за облаков вырвался еще один самолет врага.

— Командир, резко влево, — доложил Асеев.

Огненная трасса прошла мимо. А когда истребитель стал выходить из пике, Асеев поймал его в прицел. Короткая очередь — и задымившийся стервятник, потеряв управление, свалился в море. За этот воздушный бой Г. Асеев был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Подготовка морских торпедоносцев ДБ-3ф к боевому вылету. // Фото: waralbum.ru
Подготовка морских торпедоносцев ДБ-3ф к боевому вылету. // Фото: waralbum.ru

Очень трудным для Асеева был день 20 сентября 1943 года, когда разведка обнаружила у Бек-фьорда вражеский конвой в составе пяти крупных транспортов и двадцати трех кораблей охранения.

С воздуха их прикрывали 25 истребителей. Но такое большое количество вымпелов сопровождения и «фокке-вульфов» не испугало наших летчиков. Шесть торпедоносцев под прикрытием шестнадцати истребителей вылетели на уничтожение конвоя.

Еще до подхода к цели группу перехватили фашистские истребители, но торпедоносцы плотно сомкнули строй и огнем своих пулеметов заставили врага держаться на почтительном расстоянии. Но вот один из «фоккеров» приблизился к машине старшего лейтенанта Василия Казакова, в экипаже которого находился Асеев.

Гитлеровец заметил, что у штурмана этого торпедоносца младшего лейтенанта Бориса Муратова заклинило пулемет, и решил с близкого расстояния расправиться с бесстрашным экипажем. Но Асеев перебросил свой пулемет с одного борта на другой и длинной очередью прошил нахального фрица. «Фоккер» отвернул в сторону и тут же рухнул в Баренцево море.

К этому времени наши истребители завладели инициативой, связали боем фашистов, и торпедоносцы развернулись фронтом, ринулись на конвой каждый к своей цели. Шквал снарядов и пуль встретил их. Рядом с машиной ведущего разорвался зенитный снаряд. Через мгновение торпедоносец вспыхнул, но экипаж, которым командовал командир полка Ф. В. Костькин, продолжал удерживаться на боевом курсе, пока не взорвался над волнами.

Грозное оружие - торпеда морских пикировщиков ДБ-3ф. // Фото: airaces.narod.ru
Грозное оружие - торпеда морских пикировщиков ДБ-3ф. // Фото: airaces.narod.ru

Гибель любимого командира не остановила отважных летчиков. Они упрямо шли к цели, пренебрегая усиливающимся каждую секунду зенитным и пулеметным огнем кораблей охранения вражеского конвоя.

Вот уже загорелись самолеты Анатолия Островского и Николая Малеева. Но и они не свернули с боевого курса. Их штурманы — Георгий Ретвенко и Георгий Макаров — вывели торпедоносцы на цель, и торпеды были сброшены с близкого расстояния. Эхо взрывов на транспорте в 12 тысяч тонн и сторожевом корабле было как бы салютом нашим погибшим экипажам.

Фашисты ожесточились. Огонь зениток стал еще плотнее. Все гуще и гуще рвутся снаряды. Вот и еще два торпедоносца загорелось. Объятые пламенем, они были похожи на гигантские факелы.

Сбросить свои торпеды ни Яковлев, ни Васильев не успели: их самолеты упали в воду, не долетев до расчетной дистанции. Только машина Василия Казакова прорвалась через заградительный огонь и успешно атаковала фашистский сторожевик. Но на выходе из зоны огня оставшийся торпедоносец был подбит, однако экипаж сумел дотянуть до своего аэродрома.

Последний вылет Асеев сделал 16 октября 1944 года в составе экипажа, где летчиком был командир полка Б. П. Сыромятников. На подходе к цели загорелся левый мотор, а через некоторое время и правый. Пламя охватило оба крыла. Но самолет не свернул с боевого курса.

Точно рассчитанный удар торпеды пришелся в борт фашистского транспорта водоизмещением в шесть тысяч тонн, а сам торпедоносец огненным шаром пронесся над конвоем и упал в море. Вражеская группировка горно-егерского корпуса в количестве более трех тысяч солдат и офицеров пошла ко дну вместе с техникой.

11 ноября 1944 года Б. П. Сыромятникову, А. И. Скнареву и Г. С. Асееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний М.Е. Чевычелова "Тихоокеанские соколы".

Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории". Оставляйте комментарии и делайте репосты. Спасибо. ⚡️