15 января 1943 года на траверзе Сюите-фьорда разведкой был обнаружен конвой: три транспорта в охранении миноносца и двух сторожевых кораблей.
Первой группе торпедоносцев, вылетевшей на его уничтожение, удалось потопить один транспорт и сторожевой корабль. И тогда немцы вызвали для прикрытия с воздуха два звена истребителей.
Григорий Асеев был стрелком-радистом ведущего второй группы наших торпедоносцев. Издали увидел он заходивших в атаку «мессершмиттов» и предупредил ведущего. Резким маневром командир сорвал их атаку. Немцы начали разворачиваться для нового захода. В это время из-за облаков вырвался еще один самолет врага.
— Командир, резко влево, — доложил Асеев.
Огненная трасса прошла мимо. А когда истребитель стал выходить из пике, Асеев поймал его в прицел. Короткая очередь — и задымившийся стервятник, потеряв управление, свалился в море. За этот воздушный бой Г. Асеев был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Очень трудным для Асеева был день 20 сентября 1943 года, когда разведка обнаружила у Бек-фьорда вражеский конвой в составе пяти крупных транспортов и двадцати трех кораблей охранения.
С воздуха их прикрывали 25 истребителей. Но такое большое количество вымпелов сопровождения и «фокке-вульфов» не испугало наших летчиков. Шесть торпедоносцев под прикрытием шестнадцати истребителей вылетели на уничтожение конвоя.
Еще до подхода к цели группу перехватили фашистские истребители, но торпедоносцы плотно сомкнули строй и огнем своих пулеметов заставили врага держаться на почтительном расстоянии. Но вот один из «фоккеров» приблизился к машине старшего лейтенанта Василия Казакова, в экипаже которого находился Асеев.
Гитлеровец заметил, что у штурмана этого торпедоносца младшего лейтенанта Бориса Муратова заклинило пулемет, и решил с близкого расстояния расправиться с бесстрашным экипажем. Но Асеев перебросил свой пулемет с одного борта на другой и длинной очередью прошил нахального фрица. «Фоккер» отвернул в сторону и тут же рухнул в Баренцево море.
К этому времени наши истребители завладели инициативой, связали боем фашистов, и торпедоносцы развернулись фронтом, ринулись на конвой каждый к своей цели. Шквал снарядов и пуль встретил их. Рядом с машиной ведущего разорвался зенитный снаряд. Через мгновение торпедоносец вспыхнул, но экипаж, которым командовал командир полка Ф. В. Костькин, продолжал удерживаться на боевом курсе, пока не взорвался над волнами.
Гибель любимого командира не остановила отважных летчиков. Они упрямо шли к цели, пренебрегая усиливающимся каждую секунду зенитным и пулеметным огнем кораблей охранения вражеского конвоя.
Вот уже загорелись самолеты Анатолия Островского и Николая Малеева. Но и они не свернули с боевого курса. Их штурманы — Георгий Ретвенко и Георгий Макаров — вывели торпедоносцы на цель, и торпеды были сброшены с близкого расстояния. Эхо взрывов на транспорте в 12 тысяч тонн и сторожевом корабле было как бы салютом нашим погибшим экипажам.
Фашисты ожесточились. Огонь зениток стал еще плотнее. Все гуще и гуще рвутся снаряды. Вот и еще два торпедоносца загорелось. Объятые пламенем, они были похожи на гигантские факелы.
Сбросить свои торпеды ни Яковлев, ни Васильев не успели: их самолеты упали в воду, не долетев до расчетной дистанции. Только машина Василия Казакова прорвалась через заградительный огонь и успешно атаковала фашистский сторожевик. Но на выходе из зоны огня оставшийся торпедоносец был подбит, однако экипаж сумел дотянуть до своего аэродрома.
Последний вылет Асеев сделал 16 октября 1944 года в составе экипажа, где летчиком был командир полка Б. П. Сыромятников. На подходе к цели загорелся левый мотор, а через некоторое время и правый. Пламя охватило оба крыла. Но самолет не свернул с боевого курса.
Точно рассчитанный удар торпеды пришелся в борт фашистского транспорта водоизмещением в шесть тысяч тонн, а сам торпедоносец огненным шаром пронесся над конвоем и упал в море. Вражеская группировка горно-егерского корпуса в количестве более трех тысяч солдат и офицеров пошла ко дну вместе с техникой.
11 ноября 1944 года Б. П. Сыромятникову, А. И. Скнареву и Г. С. Асееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Из воспоминаний М.Е. Чевычелова "Тихоокеанские соколы".
Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории". Оставляйте комментарии и делайте репосты. Спасибо. ⚡️