Талант Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896-1940) преподносил и до сих пор продолжает преподносить публике ошеломляющие сюрпризы, несмотря на то, что писатель ушел в мир иной почти восемьдесят лет назад. Собственная оценка Фицджеральдом написанных им вещей зачастую расходилась с мнением публики и критиков. Так было с эпохальными «Великим Гэтсби» и «Ночь нежна», так было и с вещами помельче, с рассказами и сценариями: «Мне досадно, что «Популярная девушка» - дешевый рассказик, который я накропал за неделю, пока Зельда рожала нам дочку, принес 1500 долларов, а «Алмазная гора» - по-настоящему изобретательная история, над которой я трудился три недели с искренним энтузиазмом, не принес ни гроша». Писатель всегда считал себя романистом, хотя его рассказы десятками разлетались по редакциям журналов, поражая публику глубиной мысли и яркостью образов, а своего автора обеспечивая средствами к существованию. Ну а затем все-таки превращались в романы: их замыслы и описания, черты героев и элементы обстановки перекочевывали в «Прекрасных и проклятых», в того же «Гэтсби». Большинство рассказов, включенных в сборник «Я за тебя умру» (это название также прошло повторную «утилизацию» из голливудского сценария) было написано в середине и конце 1930-х. Знатоки творчества писателя обнаружат в них строки из его рабочих тетрадей и дневников, а также фрагменты, проросшие в его незавершенный роман, опубликованный посмертно «Последний магнат». А просто читатели, для которых, возможно, любой рассказ и сборника станет первым знакомством с творчеством Фицджеральда, просто узнают себя в персонажах прошлого века – «увидят в себе людей, которые продолжают есть, любить, проявлять мелкую суетность посреди любой катастрофы». Потому что такова жизнь.
Фицджеральд Ф.С. Я за тебя умру./пер. с англ.В.Голышева, В.Бабков. – М.: Эксмо,2018. – 544 с.