Её роль Саломеи в постановке Мейерхольда произвела скандал в России накануне нового 1909 года и заставила её навсегда покинуть Россию.
Путь в искусство
Дочь богатого банкира провела безоблачное детство. Для евреев, принадлежавших к купцам первой гильдии, не было в Российской империи черты оседлости, им дозволялось проживать в столицах. Ида, рано потеряв родителей, жила на попечении тётушки в Петербурге, получила образование в частной гимназии и у домашних учителей. Ей, обладавшей яркой внешностью – высоким ростом, классически правильными, хотя и бесстрастно холодными чертами лица, всегда казалось, что её призвание – искусство.
Не испытывая недостатка в средствах (брат Дмитрий унаследовал отцовский банк), Ида в 1904 году, 20 лет, поставила первый собственный спектакль. Сценическая деятельность Иды произвела скандал в добропорядочной еврейской семье. Родственники одно время даже хотели упечь её в сумасшедший дом (большую роль тут играло желание получить опеку над имуществом).
Чтобы стать самостоятельной в юридическом смысле, Ида сочеталась фиктивным браком со своим кузеном Владимиром Горовицем и через несколько месяцев развелась.
Эротика на сцене
Известность к ней пришла в декабре 1908 года, когда она исполнила «танец семи покрывал» в драме Оскара Уайльда «Саломея». Постановку несколько раз запрещали, по настоянию Синода, как непристойную. Тем не менее, каким-то образом удалось её поставить на сцене Петербургской консерватории. В финале танца Саломея, которую играла Ида, осталась обнажённой в «платье» из одних бус.
«Прогрессивная» публика взахлёб расписывала «Саломею» как новое великое явление на театральной сцене России. А Николай II довёл до сведения банкира Рубинштейна (спонсора Распутина) о желательности удаления его сестры из Петербурга, а лучше и из России.
Русское искусство тогда развивалось не только в России. Домом Иды надолго стал Париж, и там она стала сотрудничать с Сергеем Дягилевым. Впрочем, не это придало ей известность в те годы, а устроенный ею первый в истории публичный показ моделей женского белья. Такого разврата Париж до той поры не видел, и Иду посадили под арест. От уголовного наказания её спасла вовремя приобретённая справка о психическом заболевании.
После трёх лет пребывания в «Русском балете» Ида решила делать собственные постановки, но здесь её сначала ждали разочарования. Текст для мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где Ида исполняла главную мужскую роль, написал столп декадентства, итальянский поэт Габриэле д’Аннунцио, кумир Муссолини. Парижская публика, в отличие от русской, холодно встречала скандальные номера.
Личная жизнь
Большинство видевших Иду Рубинштейн восторгались её царственной красотой. Но успеха у мужчин двухметровая красавица не имела. Впрочем, и не искала его особенно. В первые годы жизни в Париже она открыто жила с франко-американской художницей Ромейн Брукс, но перед Первой мировой войной рассталась с ней. Можно встретить утверждения, будто одним из её любовников был д’Аннунцио, но биографы знаменитого итальянца опровергают это.
Вряд ли Иду можно считать основоположницей новой сексуальной морали в России. Это и так был тренд эпохи в богемных кругах. Кроме того, после 1909 года Ида уже не приезжала в Россию.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись