Найти тему
Сова-Психолог

Восприимчивость к критике и критичность к похвале: виновато воспитание?

Оглавление
Критику воспринимаем, а похвалу "отбрасываем" и обесцениваем...
Критику воспринимаем, а похвалу "отбрасываем" и обесцениваем...

Если вы способны пропустить критику мимо ушей (а главное, сердца), а вот похвалу воспринять как что-то приятное, то вы – удивительно здоровый человек.

Однако у большинства наоборот. Критика приводит к бессоннице и болям в сердце, а похвала вызывает смущение и стыд. Мол, я не я и корова не моя.

Откуда такой "перевертыш"? Почему мы на постсоветском пространстве такие странные, причем уже не первое поколение?

Убеждение №1. Другие знают лучше

Мы бессознательно верим другим больше, чем себе. Своя оценка оказывается не ближе к телу, а – сомнительная.

В ней полагается сомневаться до тех пор, пока другие (много других) не скажут: у тебя хорошо получилось.

Но вот проблема – не скажут!

Люди реже отмечают хорошее (это еще надо уметь делать). А вот критиковать очень просто.

Убеждение №2. Не высовывайся!

Помните такое: "Лучше не делай, ты плохо разбираешься в...", "у тебя плохо получается это..." или даже "а в прошлый раз ты (разбил вазу, пропустил 2 мяча)"

В итоге в успех поверить почти невозможно. Его приписывают внешним обстоятельствам (так сложилось, так получилось) и почти никогда не говорят: это сделал я, потому что я постарался!

Если играли командами – выиграла команда.

Если соревновались один на один – это тренер такой хороший или школа.

Высовываться – значит, провоцировать других напасть на тебя. С той же критикой.

Убеждение №3. Без права на ошибку

Слишком часто для нас критика – это больно и обидно. Ее надо избежать любой ценой.
Слишком часто для нас критика – это больно и обидно. Ее надо избежать любой ценой.

У нас не принято спокойно пробовать сделать что-то новое, а потом – переделывать, разобрав ошибки.

Все должно получиться с первого раза. И это само по себе – большая ошибка!

  • Ведь если не получилось – ты провалился, тебе капец, больше за это не берись.
  • А если получилось – то это ожидаемый результат, тут и обсуждать нечего.

В итоге люди тщательно вглядываются в свои потенциальные и реальные ошибки. Сжимаясь от страха, ждут, "откуда прилетит".

А вот правильный результат – всего лишь норма. Поэтому и похвала за него – это что-то непонятное. Неясно, "куда класть" ее во внутреннем мире. Нет для нее полочки.

Как правильно?

На днях случайно увидела передачу, где взрослую женщину тренер обучала кататься на коньках. Она ее очень много хвалила – за каждый правильный элемент, за бесстрашие, за положение коленок и ступней, за...

И я вспомнила, как нас обучали на психотерапевтов. Вспомнила супервизии (оценку работы). Чем меньше человек умел – тем больше хвалили все то, что у него получается.

Ведь в самом начале сил немного, и контролировать (отслеживать) сразу всё человек не может.

Ему нужна похвала за все то, что он уже умеет. Даже если это небольшие элементы.

И только с уровнем мастерства может расти объем критики – так, чтобы человек с ним справлялся.

В других местах я чаще вижу, что критикой буквально "прихлопывают" человека, заваливают его самооценку, интерес к занятию и силы богатырские, которые он мог бы приложить к делу...