Найти тему
Александр Матусевич

Увидевшие музыку

В «Новой опере» им. Евгения Колобова завершился III Всероссийский фестиваль «Видеть музыку». Торжественный финал украсили грандиозный гала-концерт и вручение премии «Легенда» выдающимся деятелям отечественной культуры.

Придуманный несколько лет назад Георгием Исаакяном смотр-праздник музыкальных театров России уже в третий раз прошел в российской столице. Скромная поначалу инициатива к нынешнему году выросла в двухмесячный марафон, в течение которого московские поклонники музыкального театра могли увидеть более тридцати спектаклей всех музыкальных жанров. Со всей России в Москву приехало за это время более двух с половиной тысяч артистов, а фестивальные мероприятия пользовались значительным вниманием публики — их посетило более 18 тысяч зрителей. Опера, балет, оперетта и мюзикл из Челябинска и Волгограда, Екатеринбурга и Астрахани, Петербурга и Петрозаводска, Якутска и Барнаула, Уфы и Красноярска, Сыктывкара и Самары, Ростова и Иркутска явили многообразную палитру музыкально-театрального искусства огромной страны. По условиям фестиваля, проводимого Ассоциацией музыкальных театров, у него отсутствует экспертный отбор: ассоциация полностью доверяет вкусу самих коллективов и их худруков, они сами решают — что везти в столицу, какой спектакль лучше всего отражает на текущий момент творческое кредо и эстетические пристрастия, лучше всего характеризует уровень театра и его устремления.
Придуманный несколько лет назад Георгием Исаакяном смотр-праздник музыкальных театров России уже в третий раз прошел в российской столице. Скромная поначалу инициатива к нынешнему году выросла в двухмесячный марафон, в течение которого московские поклонники музыкального театра могли увидеть более тридцати спектаклей всех музыкальных жанров. Со всей России в Москву приехало за это время более двух с половиной тысяч артистов, а фестивальные мероприятия пользовались значительным вниманием публики — их посетило более 18 тысяч зрителей. Опера, балет, оперетта и мюзикл из Челябинска и Волгограда, Екатеринбурга и Астрахани, Петербурга и Петрозаводска, Якутска и Барнаула, Уфы и Красноярска, Сыктывкара и Самары, Ростова и Иркутска явили многообразную палитру музыкально-театрального искусства огромной страны. По условиям фестиваля, проводимого Ассоциацией музыкальных театров, у него отсутствует экспертный отбор: ассоциация полностью доверяет вкусу самих коллективов и их худруков, они сами решают — что везти в столицу, какой спектакль лучше всего отражает на текущий момент творческое кредо и эстетические пристрастия, лучше всего характеризует уровень театра и его устремления.

Самое ценное в фестивале — это его репрезентативность и многокрасочность. Здесь находится место всем жанрам, нет диктаторски доминирующих трендов и узаконенных эстетических парадигм, здесь нет элиты и парий, нет моды на искусственно взращиваемую концептуальность или обязательные постмодернистские примочки. Хотя есть спектакли, демонстрирующие и то, и другое, но никому в голову не приходит объявлять только эти методы и подходы единственно верными. Географическая палитра поражает: фестиваль по-настоящему охватывает всю Россию, а рядовой театрал-меломан получает самое широкое представление о том, чем живут сегодня музыкальные театры большой страны. Но это важно не только для зрителей, стократ это важнее для профессионалов музыкального театра — поучиться у коллег и что-то позаимствовать, перенять. Помимо фестивальных показов, Ассоциация организовала конференцию и круглые столы, мастер-классы и лаборатории. Праздник для публики и живое общение для профессионалов — это все сегодня великолепно организованный форум «Видеть музыку».

Хотя у фестиваля отсутствует конкурсная составляющая, негласная конкуренция все равно есть: и коллеги, и публика сравнивают демонстрируемые работы, делают выводы, отмечают как удачи, так и слабые места. Но официально лучших не выбирают — каждый хорош по-своему, каждый чем-то ценен. А награждают призами только самых-самых, тех, кто всей своей жизнью доказал фанатичную преданность искусству. В этом году премия «Легенда» в третий раз назвала имена тех, «кто посвятил жизнь музыкальному театру». Отметили примадонну Большого театра Маквалу Касрашвили, дирижера-универсала Александра Анисимова, звезду балета Галину Шляпину, короля оперетты Герарда Васильева, патриарха музыкальной режиссуры Григория Спектора и его младшего коллегу, флагмана опереточно-мюзиклового вектора музыкального театра Кирилла Стрежнева. В «Новой опере» собравшиеся чествовали их овациями — легенды, вне всяческих подозрений, настоящие!

Арии и сцены из опер Чайковского и Римского-Корсакова, Верди и Пуччини, Джордано и Каталани, Моцарта, Гуно и Дворжака, дуэты из оперетт Кальмана и Легара прозвучали в сопровождении оркестра «Новой оперы», за дирижерский пульт которого вставали поочередно Ян Латам-Кёниг и Андрей Лебедев. Москва услышала острые колоратуры Билигмы Ринчиновой (Улан-Удэ) и мастерские крещендо Зарины Абаевой (Пермь), теплые грудные ноты Виктории Мартемьяновой (Петербург) и сочные верха Елены Разгуляевой (Астрахань), мощную экспрессию Сергея Мурзаева (Москва) и мягкую кантилену Андрея Данилова (Иркутск), парящие пиано Ольги Жариковой (Краснодар) и брутальные ферматы Артура Каипкулова (Уфа). Яркие, свежие голоса, уверенное владение как техникой, так и стилями исполняемых произведений, артистизм и выразительность подарили собравшимся массу позитивных эмоций: музыкальный театр не стыдясь демонстрировал свою красоту и силу.

15 ноября 2018 г., "Культура"