На прошлой неделе мы писали, что в 2020 году легендарная трасса в «Сильверстоуне» может пропасть из календаря «Формулы-1». Потеря автодрома тем печальнее для фанатов, что именно здесь, по соседству с сельхозугодьями и свинофермой, началась история серии… Рассказываем, как рождалось Гран-при Великобритании.
Как и многие великие события, «Сильверстоун» начался с попойки. В вустерширском пабе сентябрьским вечером 1947 года собрались несколько гонщиков, чтобы обсудить проблемы своего цеха. После войны в Британии не было ни одной трассы – разбомбили немцы.
Зато сохранились военные аэродромы. Один из них находился в центре Англии и пустовал после капитуляции Германии. 11 гонщиков не долго думая на следующий же день устроили тестовые заезды, которые в литературе запомнились как «Гран-при баранины». Забавное название гонка получила из-за казуса с овцой: она попала под колеса одного из пилотов. Животное погибло, человек на поврежденном автомобиле покинул автодром, а имя победителя окутал туман истории. Зато установлено, что фермер-хозяин овцы получил за нее компенсацию.
Через год «Сильверстоун» принял соревнования совсем другого уровня. Королевский автомобильный клуб договорился с министерством авиации об аренде и нанял бывшего фермера Джеймса Уилсона Брауна для подготовки трека международного уровня. Брауну дали лишь два месяца… 2 октября 1948 года 100 тыс. зрителей наблюдали, как по взлётным полосам 23 пилота, ограждённые от публики, полей и свинофермы лишь тюками с сеном и верёвками, борются за победу. Быстрее всех оказался «Маззератти» Луиджи Виллорези — итальянского автогонщика, будущего пилота «Формулы-1».
Спустя два года началась история «Формулы». И началась она именно в Сильверстоуне. 13 мая 1950 года в первый и единственный на сегодня раз Гран-при посетил действующий монах – Георг VI. Победу вновь одержал итальянец, на этот раз Джузеппе Нино Фарина за рулём «Альфа-Ромео».
История трека знает немало ошеломительных побед. Пожалуй, самая впечатляющая состоялась 12 июля 1987 года. Партнёры по команде «Уильямс», Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, до последних секунд боролись за первое место. У Мэнселла в середине гонки случились трудности с балансировкой шины, а на последнем круге датчик топлива вплотную приблизился к нулевой отметке. Но британец рискнул, шёл к финишу до последнего и в итоге пересёк ленточку первым, не закончив медленный круг из-за нехватки горючего. Тысячи фанатов выбежали на трассу, приветствуя гениального пилота.
Кстати говоря, в 1987 году была изменена конфигурация трека, что сделало «Сильверстоун» самым быстрым Гран-при на несколько лет. Но на сегодня, по мнению владельцев «Формулы-1» автодром устарел. Поэтому его, скорее всего, заменит азиатская либо американская трасса…