Прошли те времена, когда на 300 миль вперед не было ни одной заправки. Отправляясь в путь мы почти не задумываемся, где заправляться и где попить кофе в дороге. Сделав этот кадр несколько лет назад, я не знал, что для меня бренд Shell и цифра 300 станут символом и причиной путешествия в Петербург.
В России больше 24 тысяч автозаправок, из которых 64% занимают АЗС независимых компаний, не принадлежащих "брендам". Как живут АЗС и какой процент доходов от продажи бензинов, мы узнали на открытии юбилейной трехсотой заправки Shell в Санкт-Петербурге – в городе, где ровно 20 лет назад началась история компании Shell в России.
Большинство АЗС в регионах, да и в крупных городах, живут на прибыль от продажи топлива, так как другие услуги и товары не представлены или их объем слишком мал. В Shell доход от продажи бензинов и дизельного топлива в России составляет 68% и 32% относятся к товарам магазина и дополнительным услугам. К 2025 году Shell планирует изменить это соотношение до 50/50%.
Хотите знать, сколько хот-догов продается в России всего на трехстах заправках Shell? Больше 2 миллионов! При тысяче посетителей АЗС в день, это соответствует тому, что каждый третий покупатель предпочитает перекусить сосиской. По себе знаю, что это удобно и можно есть за рулем.
История АЗС Shell началась в Санкт-Петербурге в 1998 году. В 2013 году Shellнасчитывал уже 100 заправок по России. В 2016 году – 200, а в 2018 – 300 АЗС в России. К концу 2018 году бренд планирует иметь 310 АЗС Shell, из которых 90 АЗС будут "дилерскими". На данный момент "дилерских" заправок всего 79.
Стать дилером, оказалось не так просто. Бренд даже проводит некий "конкурс" для гостей, в котором предлагается узнать, какая из показанных им заправок дилерская. То есть, каждая дилерская АЗС должна соответствовать всем требованиям и выглядеть также как "материнская".
К черту цифры, люди важнее! Несмотря на то, что в Китае и Великобритании, где, кстати, находится головной офис компании, бренд практикует увеличение "присутствия цифровых технологий" и self-сервисов, в России упор делается на людей. В ближайшем будущем на заправках Shell будут работать люди, а не автоматы.
Учитывая высокий процент "побочных" доходов, упор делается не просто на продажу товаров и услуг, а на воспитание культуры потребления и лояльности покупателей. Вводятся новые сервисы, как например, помощь на дорогах, входящая в состав услуг для частых покупателей – владельцев карт лояльности.
Одним из основных направлений, это предоставление покупателям возможности перекусить на АЗС и здесь Shell взял курс на опыт Европы. Кто часто путешествует на автомобиле, тот знает, что часто, входя на заправку, можно увидеть полноценный магазин и кафе, а не просто два столика у прилавка.
С заправочными комплексами Shell уже сотрудничает Pizza Hut, а теперь на АЗС будут представлены товары магазина "Азбука Вкуса" и, фанфары, на АЗС Shell будут появляться народные рестораны McDonald`s. А вот фирменный "едальный" бренд deli by Shell достоин отдельного упоминания.
Амбассадором deli by Shell стал, ни много ни мало, шеф Константин Ивлев, который активно участвует в разработке блюд, которые будут подаваться покупателям. В зимнем меню, например, присутствует "кофе с пряником". Кофе, за вкусом которого можно почувствовать нотки тульского пряника. А как вам сосиска не с традиционными "майонез, кетчуп, горчица", а ресторанным Песто?
С одним из фирменных блюд шефа мы познакомились поближе, как и с технологией приготовления. Чем славится Питер? Нет, не родиной президента, а корюшкой, а значит этим блюдом стал сэндвич с корюшкой от Шефа.
Кстати, цитирую Константина Ивлева: правильный сэндвич, это равенство толщины хлеба и начинки, а майонез – не вредно, а вкусно, если знать меру и использовать по делу.
А теперь самая каверзная тема: Shell планирует и активно развивает тему эко-энергетики, вкладывается в добычу солнечной энергии, устанавливает на АЗС зарядные станции, включая колонки "быстрой" зарядки, как на 300-й АЗС в Питере.
Не подпишет ли Shell себе "смертный приговор" как нефтяной компании, своей любовью к электромобилям? Похоже нет. Неплохо зарабатывая на "сторонних" продуктах и услугах, развивая это направление в будущем, инвестируя в "энергодобычу", руководство компании считает, что АЗС останутся на плаву даже в том случае, если продажи бензина значительно снизятся.
Сейчас пять зарядочных станций на АЗС Shell доступны на заправочных комплексах по дороге из Москвы в Санкт-Петербург. В голове сразу возникает мысль, попробовать прокатиться в Питер на электромобиле. Ловите идею, коллеги, бесплатно, и Shell вам в помощь...