20-й век стал эпохой настоящих героев. Это было трудное время, но развитие науки, технический прогресс и позитивные настроения в обществе, устремленном в светлое будущее, заставляли людей по-другому смотреть на мир — не с потребительской, а с созидательной точки зрения.
Именно поэтому фамилии героев, чье становление пришлось на 30-е-40-е годы, остались не только в учебниках истории.
Рассказы об их подвигах передавались из поколения в поколение, как пример самоотречения, преданности, любви к своей стране и стремления сделать мир вокруг лучше.
Героем своего времени стал и Михаил Водопьянов, советский летчик, который первым сумел посадить самолет на Северном полюсе.
Мечтавший летать
Он родился в 1899 году в небольшом селе Липецкой области. Семья была небогатой, временами ей приходилось не жить, а выживать, особенно после того, как отца отправили в тюрьму.
Школьник Миша в холодный период иногда пропускал школу, потому что ему нечего было надеть.
В детстве мальчик мечтал стать летчиком. В своем желании он укрепился, когда служил в Красной армии, где ремонтировал боевые самолеты.
Водопьянов видел, как железная птица с большими крыльями выруливает на взлетную полосу, затем поднимается в небо, и с трепетом следил за исчезающим за горизонтом силуэтом.
О профессии летчика Миша всерьез задумался, когда услышал от взрослых товарищей, что для того, чтобы летать, нужно учиться. Ближе к 30 годам Михаил окончил сначала летную школу Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет», а затем Московскую летно-техническую школу.
Прежде чем стать полярным летчиком, Водопьянов некоторое время выполнял почтовые авиаперевозки, боролся с воздуха с саранчой, потом участвовал в открытии пассажирской линии из Хабаровска на Сахалин.
Самой яркой вершиной его биографии была экспедиция по спасению экипажа парохода «Челюскин», который потерпел крушение во льдах Арктики.
Вместе с другими летчиками он совершил три рейса к дрейфующей льдине, на которой находились челюскинцы, и вывез десять человек.
Во время заключительного вылета Водопьянов кроме людей взял на борт и собак, которые были в экспедиции, за что ее участники были ему чрезвычайно благодарны. Но Водопьянов не мог поступить по-другому — он очень любил животных.
За мужество, проявленное во время спасения челюскинцев, Михаила вместе с другими летчиками наградили званием Героя Советского Союза.
Затем последовали новые полеты в Арктику и первая посадка на лед в районе Северного полюса. Сюда на дрейфующую станцию с аналогичным названием Водопьянов доставил группу полярников.
Любопытно, что он, по сути, реализовал свою фантазию, потому что до того, как посадить самолет на льдину, он описал этот смелый замысел в своей повести «Мечта пилота».
Кстати, за всю жизнь Михаил Водопьянов, который обучался грамоте в церковно-приходской школе, написал более 20 книг.
Герой, ставший отцом семерых детей
Своей жене Марии Дмитриевне, машинистке по роду деятельности, Водопьянов сделал предложение уже на первой встрече. Михаил заглянул в табачную лавку, где всегда покупал сигареты, и увидел там незнакомую девушку.
В тот день Мария ненадолго подменила своего дядю. Водопьянов заявил растерявшейся барышне, что она будет его женой и в тот же день пришел к ней свататься.
Пара и правда вскоре поженилась. У Водопьяновых родились семеро детей, пять сыновей и две дочки. Государство высоко ценило заслуги Михаила Васильевича.
Его семья жила в пятикомнатной квартире в знаменитом Доме на набережной, который населяла исключительно политическая, военная и артистическая элита того времени.
В 1969 году Водопьянов стал вдовцом. Уйдя из авиации по возрасту, знаменитый летчик стал писать книги, за что был принят в Союз писателей СССР. Когда у Водопьянова подросли внуки, он делился с ними своими воспоминаниями.
Однажды его внучка Маша спросила, было ли ему страшно летать. На что отважный летчик ответил — да, он боялся, как любой живой человек, но им двигала беззаветная любовь к родине. По словам Марии, в словах дедушки не было ни малейшего пафоса…
Отважный летчик прожил 80 лет и ушел из жизни 11 августа 1980 года.