Сегодня компания Bethesda и серия игр The Elder Scrolls кажутся неотделимыми друг от друга сущностями, но первая появилась на свет гораздо раньше, чем вторая и была бесконечно далека от разработки чего бы то ни было в жанре RPG.
До Bethesda
Будущий отец Bethesda Кристофер Уивер начал свой карьерный путь с должности ассистента режиссёра новостного шоу на американском телеканале NBC ещё в семидесятых. Будучи сильным специалистом в радиотехнике и программировании, Уивер быстро прогрессировал в профессиональной деятельности. Очень скоро он получил должность главного инженера на кабельном телевидении, а потом и вовсе попал на Universal Studios, где занимался разработкой технологий для интерактивных медиа, проектировал ранние графические интерфейсы и прочими способами привносил цифру в аналоговый мир телевидения.
Где-то в середине 80-х Уивер впервые был посвящён в сферу разработки игр. Один из сотрудников Universal Studios на досуге разрабатывал игру про американский футбол и попросил его оценить наработки. Игра показалась Уиверу крайне скучной и он на добровольных началах принялся улучшать проект своего коллеги. Коренным улучшением стала интеграция в игру физического движка, который корректно реагировал на взаимодействие игроков с мячом и друг с другом. Уивер очень увлёкся этим новым для себя видом деятельности и продолжил работу над игрой.
Первая игра и конфликт с EA
Игра получила название Gridiron! (так называют расчерченное поля для игры в американский футбол) и вышла в 1986 для Atari ST, Amiga и Commodore 64/128. Несмотря на отвратительный визуал (даже по меркам тех лет) игра заслужила признание в игровой прессе и даже получила премию Family Computing 1987. Разумеется, Gridiron! была обязана успехом исключительно невиданной доселе физической модели, которая позволяла моделировать в игре ситуации из реального футбола, когда более сильный игрок сбивал слабого, а мяч неожиданно рикошетил от защитника. В 2007 году портал The Escaptist назвал Gridiron! первой современной спортивной игрой, потому как именно она задала тренд на симуляцию физики в последующих играх этого жанра.
Одновременно с релизом Gridiron! появилась на свет и сама Bethesda Softworks. Изначально Уивер хотел назвать компанию просто Softworks, но имя было уже занято. Тогда к названию прибавили слово Bethesda – так назывался город в штате Мэрилэнд, в котором тогда жили и работали разработчики Gridiron!.
В это же время небезызвестная вам компания Electronic Arts только начинала захватывать рынок спортивных симуляторов, поэтому технические заслуги Gridiron! не остались без внимания уже большой к тому времени игровой компаний. Очень скоро EA наняла Bethesda для разработки своего собственного симулятора американского футбола – John Madden Football, который в дальнейшем станет одной из самых дорогих игровых франшиз. Для молодой студии с одной лишь игрой в портфолио такое предложение выглядело как подарок судьбы.
На деле всё оказалось не так гладко. Electronic Arts не собирались выступать издателем разработанной Bethesda игры и выплачивать им законные роялти. Как выяснилось в дальнейшем, контракт на разработку Madden был подписан с одной только целью – получить у Bethesda код физического движка, чтобы передать его собственным программистам в EA. Осознав, что сделка с EA оказалась сделкой с дьяволом, Bethesda впервые показала зубы, подав на электроников судебный иск в размере 7,3 миллиона долларов. Впрочем, до суда дело не дошло – стороны разрешили конфликт в частном порядке (как именно – неизвестно).
Bethesda известна своей любовью к судебным разбирательствам. Под раздачу в разное время попадали Interplay, Mojang, Facebook, Oculus и многие другие. Что говорить, если сам основатель Bethesda Кристофер Уивер умудрился посудился с остальной Bethesda.
Новое начало и The Elder Scrolls
По иронии судьбы настоящий успех пришёл в Bethesda только после того, как она покинула Бетесду (свой родной город) и переехала в Роквилл, где до сих пор и расположен главный офис компании. Именно там в 1992 году началась разработка The Elder Scrolls: Arena – первой игры в знаменитой фэнтезийной серии, вдохновлённой Ultima и Dungeons & Dragons.
Как это не странно, такой, казалось бы, резкий переход от спортивных игр к RPG в открытом мире очень легко объясним. Дело в том, что изначально Bethesda планировала сделать симулятор гладиаторских боёв (отсюда и название), но в процессе разработки игра претерпела очень много итераций и наслоений.
Акцент был смещён с боёв на исследование мира. В игру добавили города, замки и подземелья, а персонажи получили классические RPG атрибуты. В конечном счёте первоначальная концепция с гладиаторскими турнирами почти полностью была переработана, но слово Arena так и осталось в названии игры, как напоминание о том, с чего начинала студия.
Ставьте лайки и подписывайтесь, если хотите больше узнать о ранних годах гигантов игровой индустрии. Ранее я уже рассказывал истории основания Ubisoft и SEGA