Текст: Игорь Банников
Эта игра стала самым смелым, безрассудным и спорным экспериментом, в котором одновременно хочется и не хочется участвовать.
Fallout – культовая серия видеоигр в сеттинге постапокалиптического мира. Первые части 1997 и 1998 годов были пошаговыми RPG в изометрической проекции и стали великой классикой. После банкротства Interplay права выкупила Bethesda и выпустила три продолжения в жанре RPG-шутера – их обвиняют в деградации серии, но довольных тоже много. Fallout 76 стал новым экспериментом с великим наследием, который сейчас одновременно ругают и хвалят все геймеры и журналисты. На Metacritic оценка колеблется в районе 49-55 баллов из 100, продажи в Англии – на 82% хуже, чем у Fallout 4, а скидка через неделю продаж достигает 50%.
Причины недовольства
Перечислять их можно бесконечно: баги, тяжелые обновления, пренебрежение каноном, отказ от Steam и т.д. Ниже я расскажу исключительно о тех факторах, которые сыграли свою роль до релиза игры. Если бы их учли, Fallout 76 приняли бы немного благосклоннее, даже не смотря на технические проблемы.
→ Поспешный релиз
Анонс сделали в конце мая, а через три с половиной месяца игра уже поступила в продажу. Это слишком короткий срок для грамотной пиар-компании, которая может заинтересовать потенциальных покупателей и мотивировать их предзаказывать игру. Лично я за это время даже не успел отрефлексировать информацию, чтобы захотеть поиграть в неё.
→ Ранний доступ
Если бы на старте продаж Bethesda позиционировала Fallout 76 как продукт, находящийся в раннем доступе, негатив был бы намного ниже. Покупатели бы осознавали, что все баги и недоработки будут исправлены. На разработку и полировку проекта таких масштабов нужно гораздо больше времени и ресурсов.
→ Отсутствие NPC
По задумке разработчиков неигровых персонажей для большего реализма должны заменять живые игроки. Но без квестовых персонажей и других жителей окружающий мир выглядит пустым, а сюжет – натянутым. Узнав об этом до релиза, я существенно понизил градус ожидания.
→ Визуальное сходство
Если вскользь оценивать проект по скринам и трейлерам, его можно принять за DLC к четвертой части. Увидев пару роликов, я огорчился, что все это выглядит так же, как несколько лет назад и стал ждать релиза с меньшим нетерпением.
→ Игра-сервис с микротранзакциями
Любой мультиплеерный проект на базе крупной серии априори воспринимается тру-фэнами негативно, т.к. выглядит для них желанием алчного издателя заработать больше денег. Исправить такой настрой может грамотное взаимодействие с комьюнити.
→ Слабая вовлеченность ключевых сотрудников
Судя по всему, Тодд Говард и прочие топы студии сейчас работают над Starfield и потому уделили недостаточное внимание разработке Fallout 76, что наложило свой отпечаток на результат.
Что на самом деле?
Мультиплеерные продукты окупаются в длительной перспективе, а хейта от недовольных пользователей у них на старте хватало всегда. Я сам прошел через сложный процесс отрицания, но в последние дни ежедневно захожу в Fallout 76 на часок. Окружающий мир здесь очень красив – возможно, это лучшая визуализация постапокалиптической Америки за всю историю серии. Сюжет действительно не так интересен: вместо диалогов и общения с персонажами, информацию вы узнаете из терминалов и записок, а квесты сводятся к простой беготне. Со временем вы столкнетесь с главной проблемой игры – в ней нет глобальной цели: вас не удерживают бесконечными «легендарками» или прокачкой и не рассказывают захватывающую историю. Но недостатки уравновешиваются большим и хорошо проработанным миром, который интересно изучать.
Если вы не фанат Fallout, то проходите мимо, но если вы прошли все части, вам точно будет интересно побродить по этому миру. Игра будет развивается и становиться лучше, как это было с TESO, и со временем вполне может побороть негатив и стать тем самым Fallout Online, который мы заслужили. Но только если там появятся NPC!