Найти в Дзене

Обмен сообщениями со Вселенной

Галарина

Разглядывая картины Руслана Ахунова, я терялась – о чем тут можно написать арткритику, что-то типа «Изобразительное искусство в современном мире стало или ностальгией по прошлым шедеврам, или служанкой китча. Есть еще абстракция. Но она в нашей стране считается декорацией в интерьере». А дальше?

Обойдя два раза всю выставку – зал на втором этаже корпуса № 2 библиотеки им. Заки Валиди на Октябрьской революции, 10 – подробно еще раз перечитала информацию о художнике.

И наконец обратила внимание на название, которое творец дал своей выставке: «Мои миры интента». И тут уж пошла узнавать, что такое последнее загадочное для меня слово «интента». И выяснила – это термин, употребляемый в среде программистов. Теперь излагаю вам то, что поняла: «Intent представляет собой объект обмена сообщениями, с помощью которого можно запросить выполнение действия у компонента другого приложения. Используются в основном в трех случаях: 1) для запуска операции, 2) для запуска службы, 3) для рассылки широковещательных сообщений, которые может принять любое приложение. Для выдачи широковещательных сообщений другим приложениям необходимо передать объект Intent. Есть два типа объектов Intent. Явные объекты Intent указывают компонент, который требуется запустить по имени (полное имя класса).

Неявные объекты Intent не содержат имени конкретного компонента. Вместо этого они в целом объявляют действие, которое требуется выполнить, что дает возможность компоненту из другого приложения обработать этот запрос.

Когда создан неявный объект Intent, система Android находит подходящий компонент путем сравнения содержимого объекта Intent с фильтрами Intent, объявленными в файлах манифеста других приложений, имеющихся на устройстве».

Итак, я стала искать на картинах Руслана явные и неявные объекты, внимательно вчитываться в названия и пытаться понять, какие сообщения художник посылает зрителю. Одно ясно, он запустил во мне операцию по поиску значений и службу разъяснения новых понятий. Также путем этой статьи я осуществляю широковещательное сообщение для круга людей интересующихся новым искусством, ведь оно всегда возникает на стыке вещей, ранее не соединимых, или традиционных и вновь возникших. Например, соединение живописи и мышления программиста.

Какое мифологическое мышление присуще современному человеку? В мифологии (на мой взгляд) должна быть тайна, мистика, символ. Для любого рядового пользователя современных гадже-тов и компьютеров программисты сродни шаманам, они умеют заклинать и управлять таинственными процессами на глубине алгоритмов. Этот глубинный слой непостижим для простых смертных: все, что скрыто за нажатием кнопки до получения результата на экране – сакральная тайна. Возникает некая новая мифология вокруг цифрового кода и его повелителей. Искусство всегда пытается отразить процессы – как явные, так и скрытые, идущие в сознании и подсознании общества. Помню, с каким изумлением я читала научно-фантастические книги математика Руди Рюкера (это было мое первое осознание грядущей новой мифологии компьютерного мира). Позволю себе привести названия художественных книг этого уникального автора: Software (1982). На русском языке: Программное обеспечение, Программа, Софтуха. exe, Софт.

Wetware (1988). На русском языке: Виртуальное обеспечение, Вэтвер, Мокруха.exe, Тело. Freeware (1997). На русском языке: Свободное обеспечение, Свободный доступ, Полная свобода (изд. АСТ), Халявинг.exe. Realware (2000). На русском языке: Реальное обеспечение, Реал (изд. АСТ). Возможно, это поможет кому-то из любознательных исследователей нового в искусстве. Я вспомнила все непередаваемые ощущения барахтания в чем-то непривычном и на-щупывание чего-то вроде бы мне понятного в текстах Руди Рюкера, глядя на картины Руслана Ахунова. Отдельные элементы узнаваемы – будь то губы, накрашенные помадой и веретено «Женское начало» или окошки в картине «Город». Или зеленое пространство с золотыми полумесяцами и силуэтами башен, названное «Восточная». То, с чем эти узнаваемые элементы связаны и каким способом сочетаются, делает картины Ахунова отличными от ориентальной орнаменталистики и от супрематизма и конструктивизма Малевича и Кандинского.

Руслан в своих картинах пытается применить новое мифологическое мышление. Мифология – это устремление в сложный мир символов, через которые мироощущение становится гармоничным для реального употребления. Художник отражает незримое, уже существующее в мышлении нового поколения людей. Арткритик же хочет донести, что эти все яркие пятна и предметы появились в сознании творца не хаотичным образом, что через них проявились мысли и идеи, ранее высказанные в науке и литературе.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #башкирия #русдрам #ахунов #живопись