Найти тему
Жизнь в движении

Как мы не попали на арктическую полярную станцию Валькаркай на Чукотке

Фото с b-port.com
Фото с b-port.com

Расскажу еще одну историю из нашего Чукотского автопутешествия двухлетней давности, про которую раньше не особо рассказывал.

Не всегда в супер - лотереях должно везти и об этом стоит помнить. А иногда и вовсе надо, чтобы жизнь "обламывала", тогда и чувство опасности не будет притупляться, да и есть шанс протянуть подольше.

После того, как нам удалось не только доехать на обычном внедорожнике до Анадыря, но и благополучно в одну машину вернуться обратно в Певек, у меня уже возникали мысли попробовать добраться до самой северной арктической полярной станции на Чукотке - Валькаркай в качестве приятного супер - бонуса.

Хотя и времени в запасе уже не было - путешествие и так длилось два месяца.

Карта района. Певек, Янранай, Шелагский и Валькаркай
Карта района. Певек, Янранай, Шелагский и Валькаркай

Валькаркай - та самая станция, на которой в 2008 году был снята нашумевшая картина "Как я провел этим летом" режиссера А. Попогребского .

Это действующая метеостанция и на ней круглогодично живут метеорологи, да и летом к ней есть неплохая тракторная дорога, а зимой трекольный след.

-3

Но основная сложность в том, что станция находится на берегу Северного Ледовитого океана и её отделяет от Певека Чукотское нагорье, с высотами в этой части до 700-1100 метров.

-4

А наш автомобиль хоть и умеет немного ездить по снегу, но тем не менее, это не вездеход и не трекол, чтобы свободно перемещаться по снежному горному рельефу.

-5

От Певека до заброшенного национального чукотского села Янранай идет круглогодичнаякруглогодичные дорога. Про странную судьбу этого села я уже писал немного раньше

Одиночество Янранай. Почему закрывают чукотские национальные села?

На картах, именно из этого села начинала идти тракторная дорога через горный перевал к Валькаркаю.

-6

Летом, дорогу скорее всего видно на рельеферельеф, но только не зимой, когда все покрыто многометровым слоем снега.

-7

Всего 25 километров через горы к океану и мы у цели. Но горы здесь настоящие, а ближайшие люди остались у аэропорта Певек.

Апапельгино - покинутый поселок авиаторов на Чукотке

Если что-то пойдет не так в одну машину, это будет некоторая проблема, потому что белые медведи здесь, довольно частые гости в отсутствии людей.

На выезде из Янраная
На выезде из Янраная

И вот, ещё коротким мартовским днем, оказавшись после полудня в заброшенном Янранае, решаем попробовать пробиться к "полярке".

-9

Нащупав на выезде из села слабый трекольный след, уходящий в сторону станции, медленно и верно на давлении 0,25 атм начинаем траверсировать склон горы.

По пути на Валькаркай
По пути на Валькаркай

След то пропадет, то появляется снова, но километр за километром движемся вперед.

-11

Правда, слишком медленно - не быстрее 3-4 километров в час. Тяжелая машина периодически проламывает наст и тогда начинаются долгие упражнения по возвращению её назад.

-12

Надо сказать, что окружающие пейзажи просто невероятно красивы и холодны, порой по несколько минут невозможно оторвать взгляд.

А под нами в некоторых местах до 10 метров снега. И уже в какой - то момент начинаешь понимать, что ты проехал половину пути, но что там за перевалом еще неизвестно.

-13

А топлива в наших баках всего 60 литров и только потому, что выезжая из базы Kinross Gold на 21 км мы рассчитывали прокатиться только до Янраная, не предполагая пробиваться до "полярки".

В чем отличие канадцев от русских при добыче золота на Чукотке?

Обидно и радостно одновременно, что есть естественный ограничитель упорства.

Когда по азимуту оставалось всего 11 километров, в баке не более 20 литров, а до перевала менее километра, снег внезапно поменял консистенцию и мы почти перестали ехать вверх.

Каждый сантиметр давался неимоверным трудом. То одна, то другая сторона тяжелой машины периодически уходила глубоко в снег, проламывая наст.

Следов трекола уже давно не было, а солнце клонилось за горизонт.

До Валькаркая 11 километров, на перевале через хребет
До Валькаркая 11 километров, на перевале через хребет

Будь у нас полные баки топлива, наверное, мы бы и продолжили упорно идти вперед. И возможно бы, даже достигли Валькаркая на следующий день.

Но в одну машину передвигаться по горным распадкам - это на грани "безумства храбрых".

Мы сделали непростой но разумный выбор и развернулись обратно, как бы трудно не было проигрывать.

Иногда в жизни надо сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

-15

Вот такой урок мы получили в Арктике, но это лишь повод вновь вернуться сюда и добраться до Валькаркая в другой раз, а возможно даже и летом.

-16

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях. Спасибо.

Подписаться на канал можно здесь