После распада СССР, советские машины стали активно критиковать, особенно в начале 90-х. Поводом послужило поражение Т-72 во время операции «Буря в пустыне», где «семьдесят двойка» уступила американскому «Абрамсу». Но всё ли так плохо? И чем же советские машины лучше конкурентов?
Внешность.
Как это не странно, но внешний вид Т-64, Т-72 и Т-80 может многое поведать… Из самого очевидного – размеры. К примеру, Т-80У и M1A1 IP Abrams, как сверстники и схожие по характеристикам машины, сильно отличаются массой и габаритами.
Такое глобальное отличие видно не вооруженным взглядом. Т-80 легче и меньше заокеанского коллеги – 46 тонн, против 61.
Свобода манёвра.
Как это не странно, но обладая схожей подвижностью, Т-80, Leopard 2A4, M1A1 Abrams, AMX 56 Leclerc и Challenger 2, имеют совершенно разные возможность в маневрировании. И дело тут не в двигатели, не в длине и даже не в весе – нет…
Главным фактором выступают размеры башни. Советские машины выделяются скруглённой, маленькой башней, в то время как у европейских и американских коллег, башни просто громадные.
Чтобы прикрыть корму башни, где расположен боезапас, башня танка западной конструкции должна смотреть почти ровно в сторону нападающего, в то время, как советская машина может спокойно пройти дальше и сдержать удар под углом примерно 30 градусов, не опасаясь критических повреждений и попадания в заднюю часть.
Проходимость и надёжность.
Часто ли вы слышите, что советские танки самые надёжные и проходимые? Думаю, да… Эти утверждения вполне справедливы…
Давайте обратим внимание на гусеницы советских и европейских танков, и мы заметим схожую ширину. «Тогда почему советские машины проходимей?». А теперь вспомним массу наших и зарубежных танков – 42-48 тонны, против 54-70 тонн. Именно масса играет ключевую роль, вынося машины СССР вперёд.
Второе – надёжность. Многие узлы и агрегаты советских танков взаимозаменяемы между машинами, если не брать какие-то особо отличающиеся элементы – двигатель, СУО и на подобии этого.
Исключение разве что башня целиком. На Т-72 можно поставить башню от Т-64, причём особо не меняя конструкции. Где такое было? Украина недавно показала такую возможность, поставив башню от Т-64 на Т-72, назвав его Т-72Е.
К слову – не одной башней можно довольствоваться, ведь недавно на Leopard 2 тоже поставили башню другой машины.
Ещё один фактор – силовая установка в рамках машин одной, или невероятно схожей модели. Тот же Т-72 может принять в свой МТО мотор от Т-90 и наоборот.
Не стоит списывать со счетов и старый, проверенный временем двигатель В-84, или В-92. Их детали тоже взаимозаменяемы между агрегатами предыдущих поколений. В теории могут подойти даже запчасти от Т-34, лишь бы они не были сильно изношены.