Найти тему
Живое обучение

5 полезных книг не про eLearning

Эти книги не относятся к обучению, не относятся к электронному обучению, но при внимательном изучении они могут быть более ценными для eLearning, чем любая книга именно про eLearning.

Эти книги полны историй про людей, которых мы учим.

Список Елены Тихомировой

1. Сделано, чтобы прилипать, братья Хиз

-2

Эта книга больше про продажи и про маркетинг, про то, как сделать, чтобы продукт покупали. Когда я ее читала, нашла невероятное количество идей, которые можно спокойно переложить на eLearning.

Здесь очень много про истории, про городские легенды, про то, почему они прилипают и остаются, почему люди их лучше воспринимают, чем что-то более формальное.

2. Гении и аутсайдеры, Малкольм Гладуэлл

-3

Очень много про систему образования, логику обучения. Как определить, есть ли какие-то паттерны для гениев и мегауспешных людей? Есть ли черты, общие для всех этих людей?

На мой взгляд, две ключевых истории в этой книге - две истории: про Стива Джобса и про Билла Гейтса.

Почему эти люди стали успешными?

В книге рассказываются истории из их школьного времени. Каждому из них сильно повезло в то время оказаться рядом с какими-то возможностями, связанными с компьютерами.

Они попали в среду, в которую попадали единицы в тот момент, и получили то, что большинство не могли получить.

Они раньше начали делать, глубже погрузились.

Еще одна история из этой книги изменила мою логику воспитания детей, представление о том, что надо детям дать.

В какой-то момент жена Гладуэлла сидела на спортивных соревнованиях и взяла программу, где были написаны имена и даты рождения всех членов команд.

Она обратила внимание, что даты дней рождения приходятся примерно на один период. Решив разобраться, совпадение ли это, автор книги и его жена обнаружили, что в большинстве спортивных профессиональных лиг есть даты отбора. И принимают детей определенного возраста, но к моменту приема кто-то чуть старше, кто-то чуть младше. И лучшими становятся те, кто немножко сильнее, немножко проворнее, а это обычно те, кто немножко старше, крупнее.  “Фора” в полгода в этом возрасте имеет большое значение.

Это прекрасное чтиво. Невероятный слог. Я считаю, что всего Гладуэлла надо читать. “Переломный момент” прекрасен.

3. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует, Дэниел Пинк

-4

Эта книжка прекрасна с точки зрения и eLearning, и с точки зрения обучения в целом.

Она объясняет многие вещи про мотивацию и многие мифы развенчивает.

Например, мотивация методом кнута и пряника не работает. Это вообще противоречит физиологии человека. Я прошел курс и получил сертификат - это не мотивация.

У каждого человека есть естественные стремления: к совершенству, к мастерству и к независимости.

Мотивация, построенная от этих стремлений, это как раз мотивация, которая будет работать.

4. Новый мозг. Почему правое полушарие будет править миром, Дэниел Пинк

-5

Яркий разговор про трансформацию профессий.

Пинк говорит о 3-х “А”, 3-х факторах, которые нам угрожают как специалистам будущего: Abundance, Asia, Automation.

На русский это можно перевести как изобилие, Азия и автоматизация.

Почему они нам угрожают?

Изобилие. Конкуренция увеличивается во всех смыслах - и в информационном, и в рабочем. Прекрасный и наглядный пример - 40 лет назад, когда родители автора ехали в магазин покупать ершик для унитаза, они приходили и покупали ершик для унитаза. Сейчас, когда автор поехал после ремонта в магазин, он полчаса шел по отделу с ершиками для унитазов. Когда что-то в переизбытке, мы теряемся.

Азия. Азия - источник аутсорсинга. Бизнес естественным образом смотрит в сторону Азии и отдает туда на аутсорс программирование, например, бухгалтерию.

Автоматизация. Все, что не отдано на аутсорс, автоматизируется. И тогда возникает закономерный вопрос: а чем мы будем жить? Неважно, какая у нас профессия - если часть нашего дела можно отдать на аутсорс в Азию, часть - автоматизировать, а часть закроется изобилием и переизбытком всего, то кто мы тогда?

Пинк приводит 6 новых навыков, которые нужно у каждого человека развивать:

  • дизайн в широком смысле слова: умение вещи оформлять, представлять
  • умение рассказывать хорошие правильные истории и вообще создавать истории
  • умение создавать симфонию. В XX веке, чтобы выжить, нужно было специализироваться, в XXI веке, чтобы выжить, мы не можем быть узкопрофильными специалистами
  • эмпатия, и это как навык, который надо развивать, потому что это единственное, что нас отличает от компьютера
  • умение играть
  • умение формировать значимость, придавать значение

5. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами, Николас Карр

-6

Книга прекрасно подходит для применения в обучении. Очень много нейрофизиологии, исследований, которые показывают, как человек учится, как мозг формируется, объясняют, каким образом интернет и то, что мы часто им пользуемся, меняет то, как мы думаем.

Например, мы не стремимся запоминать, потому что все можно найти.

Интернет серфинг похож по физиологическим процессам на нелинейный разговор, который свойственен человеку.

Когда мы сидим в кафе и говорим, то в большинстве случаев разговоры у нас нелинейные.

Есть пример про то, что человека можно запрограммировать на определенный настрой. Если человек долго находится среди людей старых, он от них выйдет медленнее и более сутулым.

Почему это полезно для elearning?  Потому что хороший курс может правильно программировать. Но для этого нужно понять, как этот процесс устроен и как материал правильно готовить: чтобы человек в него погружался.