Найти тему

Летящей походкой

Капремонт шагает по стране

Сегодня он идет уверенно, широкими шагами, охватывая с каждым годом все больше многоквартирных домов, привлекая все больше средств населения и повышая один из главных показателей доверия к системе — уровень собираемости взносов. О том, как все начиналось, каких успехов достигли за 5 лет и с какими трудностями продолжают сталкиваться при реализации программ капремонта в регионах, шла речь в рамках V Всероссийского съезда региональных операторов капремонта, который прошел в Перми в конце сентября.

Организаторами мероприятия выступили Министерство строительства и ЖКХ РФ, Ассоциация региональных операторов капитального ремонта МКД (АРОКР) и правительство Пермского края. Всего в рамках съезда получили возможность обсудить самые актуальные вопросы капремонта более 400 представителей регоператоров, исполнительной власти и государственной жилищной инспекции почти из всех субъектов РФ. Информационным партнером съезда стал Отраслевой журнал «Вестник».\

-2

Масштабная реформа

«Созданная система капитального ремонта многоквартирных домов — ​это самый масштабный проект модернизации жилого фонда в истории страны. Он позволяет продлевать срок службы эксплуатации домов, а также обеспечивать безопасность и комфорт проживания наших сограждан», — ​заявил Владимир Якушев, обращаясь к участникам съезда. И добавил, что в целом по России капитальный ремонт проведен в 135 тыс. жилых домов, что позволило улучшить условия проживания 17 млн человек. Темпы капремонта за 5 лет увеличились более чем в 6 раз. Собираемость средств достигла 92%, а значит, доверие граждан к системе находится на высоком уровне.

Во многом такие показатели достигаются благодаря активной работе регоператоров и объединяющей их организации — ​АРОКР. Исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова отметила: «Одним из главных достижений ассоциации мы считаем принятие в апреле 2018 года профессионального стандарта специалистов капитального ремонта МКД. В преддверии утверждения этого стандарта проведена большая дискуссия, образовалось ли отдельное профессиональное сообщество, которое обладает уникальными компетенциями, или нет. И наша работа показала: то, что мы делаем, действительно относится к уникальной квалификации». Кроме того, 19 сентября утверждены шесть квалификаций по всем направлениям и компетенциям специалистов регоператора.

Безусловно, в рамках этой работы огромное внимание уделяется сфере образования. Ассоциация планирует получить статус аккредитующей организации, уполномоченной на проведение профессиональной общественной аккредитации в образовательных программах. При этом АРОКР поддерживает повышение квалификации в рамках отдельных семинаров и программ.

Передовой опыт

Владимир Якушев отметил положительный опыт региона-организатора мероприятия в части реализации программы капремонта. «Пермский край — ​один из показательных регионов в части капремонта. За последний год здесь был сделан стремительный рывок, что вкупе с сильным организационным ресурсом со стороны региональной и муниципальной команд привели к эффективному результату», — ​заметил глава Минстроя РФ.

А результат в Пермском крае на сегодняшний день такой: один из самых высоких в стране уровень собираемости взносов на капитальный ремонт — ​103%, хорошие темпы и качество ремонта. И это на фоне того, что на протяжении нескольких лет регион находился в числе аутсайдеров.

Губернатор Пермского края Максим Решетников рассказал о том, как региону удалось совершить такой прорыв в реализации программы капремонта. Он отметил, что сегодня в регионе обозначен ряд приоритетов. Во-первых, это уход от системы «один дом — ​один вид работ» и переход на комплексный ремонт, который может производиться в одном из трех направлений: внешний ремонт, касающийся фундаментов, фасадов и крыш; ремонт внутренних систем; замена лифтового хозяйства. Во-вторых, регион воспользовался правом, предоставленным дальним субъектам в части возможности реализации трехлетних программ ремонта, что позволяет более гибко подходить к вопросу планирования проведения работ. В-третьих, в настоящее время ведется восстановление системы технического состояния жилфонда на территории края. С данной целью в этом и следующем году проводится обследование 9 тыс. домов. Его итоги будут размещены в системе публичного доступа, чтобы люди четко понимали состояние своих домов, и с учетом этого будет выстраиваться очередность домов в программе капремонта.

Одновременно с этим повышается качество работы с заявителями. На базе МФЦ работает сервис Фонда капремонта. Кроме того, Пермский край является одним из немногих регионов, выставляющих платежки старшему поколению за минусом той помощи, которая из бюджета перечисляется напрямую в Фонд капремонта. Благодаря такому механизму у пожилых людей отпадает необходимость обращаться в различные инстанции для возмещения денег, которые ими же были уплачены ранее.

«Наша задача — ​чтобы каждая копейка, которую заплатили граждане, тут же шла в дело. Мы в этом году проводим большую работу — ​параллельно готовим обследование домов и проектную документацию и поэтому в 2019 году ставим задачу выйти в лидеры по объему произведенных работ», — ​поделился планами Максим Решетников.

Болевые точки

Ежегодный объем рынка капремонта составляет более 200 млрд рублей. И потому данная сфера является лакомым кусочком для многих компаний. Негативной стороной этого процесса является то, что на рынок заходят недобросовестные подрядчики. Так, недавно один из крупнейших лифтовых заводов не справился с программой в 19 регионах, в результате чего был внесен в федеральный реестр недобросовестных поставщиков. «У вас есть все возможности и полномочия двухстадийного отбора. Это уникальная система, которой нет в системе закупок в стране. Внимательнее относитесь к качеству тех подрядчиков, которые у вас работают», — ​с такими словами обратился к руководителям фондов капремонта заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

Вообще система качества производимых работ и должного контроля за его соблюдением — ​вопрос крайне болезненный для сферы капремонта.

Как отметила Анна Мамонова, в результате проведенного ассоциацией контрольного анализа организации конкурсов в регионах выявился совершенно неутешительный результат: некоторые субъекты РФ проводят строительный контроль не в полном объеме. «Это вопиющее нарушение. И мы будем принимать меры», — ​подчеркнула Анна Мамонова. И предоставила слово руководителю одной из передовых организаций, где с этой функцией хорошо справляются.

Директор МУП «Служба технического надзора за реализацией городских программ по содержанию ЖКХ и внешнего благоустройства» г. Казани Асия Гудзь отметила, что самой большой проблемой является отсутствие законодательного требования разрабатывать проектно-сметную документацию на капремонт. «Отношение к капремонту не как к строительному процессу, мягко говоря, удивляет. Считаю, что должна быть прописана обязательность требования проектирования капитального ремонта», — ​подчеркнула эксперт.

Еще один проблемный вопрос — ​отсутствие единой технической политики в сфере капремонта. «Достигнуть качества можно только тогда, когда это система, когда все участники кап­ремонта работают в единой технической политике. Если рабочий не знает правил проведения работ, никакой грамотный строительный контроль обеспечить качество не сможет. Очень нужен документ, который бы заставил всех участников процесса выполнять свои обязательства», — ​заметила Асия Гудзь.

Сегодня АРОКР работает над разработкой трех государственных стандартов, которые определят требования к материалам, к проектированию при капитальном ремонте и выполнению строительно-монтажных работ. «Утверждение этих стандартов позволит определить новые подходы к организации выполнения работ, а также установить единые требования к их результатам. И это будет ориентир для тех технических политик, которые будут утверждаться в регионах», — ​сказала Анна Мамонова.

Серьезный вопрос связан с темой финансовой устойчивости регоператоров.

«Мы сделали большой объем работы, по сути, не повышая серьезно взносов на капитальный ремонт. В 2018 году в среднем на 17 копеек (на 2,6%) по сравнению с прошлым годом вырос платеж. Средний взнос стал составлять 6 рублей 76 копеек, — ​заметил бывший первый заместитель комитета ЖКХ и жилищной политики и председатель АРОКР Александр Сидякин. — ​С одной стороны, это здорово: у нас нет лишней нагрузки на граждан. А с другой стороны, мы понимаем, что здесь таится скрытая проблема. Потому что изначально, когда мы принимали тарифы, большинство из вас установили экономически необоснованный тариф. Нужно серьезно задуматься над тем, чтобы показатели были приведены к реальным программам».

Энергия капремонта

Красной нитью практически всех выступлений стал вопрос необходимости проведения энергоэффективного капремонта. «Мы должны активнее использовать высокотехнологичную продукцию в нашей работе. Это приводит к снижению расходов на жилищно-коммунальные услуги. Необходимо применять все технологии, позволяющие увеличить сроки межремонтной эксплуатации конструктивных элементов. Такие технологии могут быть дороже, но если они прослужат более 20‑25 лет, их надо использовать», — ​сказал Александр Сидякин.

Каждый капремонт должен заканчиваться повышением энергоэффективности. Так считает и руководитель экспертного совета при Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Так, благодаря программе капремонта за 2016 год было достигнуто понижение удельных расходов на энергопотребление зданий около 7%, а на 2017 год эта цифра составила уже 9%.

«Для такой большой страны и непростой сферы это хорошие темпы, которые говорят о том, что комфортность проживания наших людей растет, а удельные расходы и энергопотребление снижаются. Мы двигаемся к тому, что капремонт действительно становится механизмом понижения энергозатрат в стране», — ​заметила Ирина Булгакова.

Новые вызовы

Сейчас, когда период становления системы прошел и когда уже не возникает вопросов, нужен ли капремонт, и платить ли за него собственникам, наступает этап дальнейшего совершенствования, донастройки системы.

В настоящее время в Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ находится на различных стадиях подготовки целый ряд законопроектов, касающихся сферы капремонта. Один из них — ​законопроект об освобождении от налогообложения доходов в виде процентов, которые начислены банками на средства, находящиеся на спецсчетах, счетах регоператора, полученные от размещения временно свободных средств Фонда капитального ремонта. Еще одна поправка касается проведения техучета для определения очередности ремонта исходя из реального состояния домов.

Кроме того, крайне важно установить четкие критерии разграничения текущего и капитального ремонта. Не менее приоритетной задачей является установление критериев аварийного и ветхого дома, чтобы избежать ситуации, когда собственники платят за капремонт, а через пару лет муниципалитет признает этот дом аварийным.