Найти в Дзене
Rusfond.ru (Русфонд)

Научить эмпатии

Оглавление

Как мировые тренды и идеи в образовании воплощаются в частных школах России

 Фото: архивы пресс-служб
Фото: архивы пресс-служб

Главные тренды в мировом образовании сейчас – готовность учиться всю жизнь в силу беспрецедентных перемен в экономике; умение ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации; развитие у детей творческого начала и критического анализа. Российские частные школы тоже верны этим идеям. Но еще один важный тренд – создание условий и поддержки для ребенка в сложной ситуации, связанной с его здоровьем, – пока не взят на вооружение. Русфонд помогает тяжелобольным детям, которые часто вынуждены подолгу пропускать школу, поэтому нам было интересно поговорить с руководителями российских частных школ не только о принципах нового образования, но и о том, важно ли учить обычных детей учиться рядом с особенными.

Виды свободы

Частные школы, как правило, привлекают клиентов, постулируя новый подход к образованию. «Идея в том, чтобы воспитывать детей в первую очередь осознанными, потому что осознанный ребенок знает, когда надо делать уроки, а когда можно отдохнуть, умеет делать выбор, понимает риски и умеет нести ответственность за свои решения», – говорит руководитель кафедры спорта и отдела маркетинга «Новой школы» Владимир Долгий-Рапопорт.

«Новая школа» открылась в 2017 году на средства основателя благотворительного фонда «Дар» Никиты Мишина. «Мы создаем среду, где ребенку комфортно учиться и по основной, и по дополнительной программе. Важно и то, что дополнительные программы открыты не только для наших учеников, но и для всех. Так мы избегаем "парникового эффекта" частных школ, когда дети кроме своих одноклассников никого не видят», – отмечает Долгий-Рапопорт.

«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОТКРЫТЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАШИХ УЧЕНИКОВ, НО И ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ. ТАК МЫ ИЗБЕГАЕМ "ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА" ЧАСТНЫХ ШКОЛ»

«Ключевой фактор для нас, помимо знаний ребенка, – совпадение представлений школы и семьи об образовательном процессе. Если родители и школа расходятся во мнении, то для ребенка это очень плохо и его учебные и личностные результаты будут гораздо хуже, чем в обычной школе. В этом году у нас был очень высокий конкурс и многие семьи обижены, что мы их не взяли. Но мы понимаем, что через месяц эти же родители придут к нам и скажут: вы неправильно воспитываете наших детей, даете им слишком много свободы, не заставляете делать домашнее задание и так далее», – заметил руководитель кафедры.

Под свободой в «Новой школе» понимают самостоятельный выбор учеником дополнительных курсов, выражение несогласия с мнением учителя. Каждый руководитель кафедры сам решает, по какой программе ему работать, давать или не давать домашнее задание, какую использовать систему обратной связи. Обучение состоит из трех частей. Первая – общая школьная программа, вторая – самостоятельная работа, когда ребенок готовится к следующему дню и делает домашнее задание. А третья часть – индивидуальная дополнительная программа. Таким образом ребенок находится в школе с 9:00 до 18:00.

Схожих принципов придерживаются и в московской «Хорошколе», идеолог и учредитель которой – Яна Греф, жена главы Сбербанка Германа Грефа. «У каждого ученика своя система целей и план их достижения. При этом речь не идет о том, чтобы всюду достичь максимума. Для большинства детей это невозможно. Даже для самых сильных это может кончиться перегрузкой и потерей интереса к учебе, – объясняет директор "Хорошколы" Елена Булин-Соколова. – Как учитель помогает ребенку в достижении его целей? Учитель дает задания, выполняя которые ученик двигается дальше, затем смотрит на его результат и дает совет, что еще можно улучшить».

По ее словам, любой ребенок, который способен учиться в «обычной» школе, может учиться и здесь. Главное, чтобы родители и дети разделяли здешний подход. «Может показаться, что все родители заинтересованы в максимально честном выставлении оценок или самостоятельности своего ребенка. Но зачастую это не так. Родители считают, что учитель должен приучать ребенка делать то, что ему не хочется, но "надо". Или, приводя в школу третьеклассника, просят гарантировать высокие баллы на ЕГЭ. Мы такой гарантии дать не можем – мы можем лишь наметить план и предложить его вовремя пересмотреть, если у детей возникают трудности», – подчеркивает директор.

 Фото: архивы пресс-служб
Фото: архивы пресс-служб

Востребованное дело

Спрос на частные школы в России растет. По оценкам аналитиков «Нетология-групп», если сейчас на частные школы приходится 1,8% всех российских школ, то уже к 2021 году этот показатель может вырасти до 6%. Фонд общественного мнения провел опрос в 2016 году и выяснил, что 13% предпочли бы отдать своего ребенка в частную школу, а еще 21% сочли, что в частных школах условия лучше и качество образования выше. Средняя стоимость обучения в московских частных школах составляет около 80 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге – примерно 35 тыс. руб.

Из Подмосковья в Сингапур

«Для нас важно понять, согласны ли родители с тем, что одна школа, без семьи, не может воспитать человека, патриота и гражданина», – рассказывает бывший вице-президент «Норникеля» Анатолий Авдеев, который сейчас руководит центром «Инновационное образование», основанным женой Юрия Лужкова Еленой Батуриной. По словам Авдеева, гимназия появилась потому, что детям из состоятельных семей в Одинцовском районе сложно было найти школу с необходимым уровнем преподавательского состава и достойными условиями обучения.

«СЕГОДНЯ МОЖНО СИДЕТЬ В ЖУКОВКЕ И РАБОТАТЬ В СИНГАПУРЕ, И МЫ ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ЭТОМУ. ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ЗЕМНОГО ШАРА»

Цель школы Авдеев описывает так: выпускать детей, которые мыслят «со скоростью мегаполиса, но живут в комфортной подмосковной среде». «Сегодня можно сидеть в Жуковке и работать в Сингапуре, и мы должны готовить детей именно к этому. Чтобы они могли не потеряться в любой точке земного шара», – говорит Авдеев. Центр регулярно организует туристические поездки в разные регионы страны, эти экскурсии пользуются у детей популярностью. «Я хочу, чтобы мной через пару десятилетий управляли достойные люди, знающие и любящие свой край и свою страну», – заключает Авдеев.

Еще одна задача школы – предотвращение оттока российской молодежи за рубеж за счет конкурентного образования и воспитания патриотизма. «Здесь их круг общения, корни, история. Петр Первый тоже поехал учиться корабельному делу в Голландии, но затем вернулся и построил здесь флот, город. Наши дети тоже не должны быть оторваны от мира – пусть они учатся в лучших вузах, у лучших профессоров, а затем применяют свои знания на родине», – считает Авдеев.

Собеседники Русфонда, работающие во всех трех школах, говорят, что пока не сталкивались со случаями, когда в школу поступал бы ребенок с инвалидностью, особенностями физического или психического развития. Не бывало и случаев, когда у кого-то из учащихся диагностировали бы тяжелую болезнь, которая могла бы помешать учебе или надолго вырвать ученика из учебного процесса. Но в том случае, если такое действительно произойдет, в школах обещают сделать все, чтобы ребенок по возможности от образовательного процесса не отрывался.

Глобальное мышление

В отличие от других школ «Летово» – некоммерческий пансион, значительная часть воспитанников учатся бесплатно за счет стипендий. Для этого учредитель и меценат проекта, бизнесмен Вадим Мошкович, сформировал стипендиальный фонд в 7 млрд руб.: «Я хочу обеспечить социальный лифт всем детям России. Моя мечта – чтобы способные дети со всей страны получили равный доступ к качественному образованию независимо от зарплаты родителей».

 Фото: архивы пресс-служб
Фото: архивы пресс-служб

В 2018 году по результатам экзаменов в 7–9-й классы зачислены 243 ученика из более чем 60 населенных пунктов. Возглавляет школу Михаил Мокринский, в прошлом – директор московского лицея №1535, занимавшего первые строчки в рейтинге российских школ. «Ребенок самостоятельно и осознанно выбирает интересующие его предметы, пробует и приобретает новый опыт. Программа гибко адаптируется под желания и способности ученика, позволяя ему гармонично развиваться в окружении друзей и единомышленников. Школьник получает все возможности для личного и интеллектуального роста, не испытывая давления и неадекватной нагрузки», – говорит Мокринский.

«МОЯ МЕЧТА – ЧТОБЫ СПОСОБНЫЕ ДЕТИ СО ВСЕЙ СТРАНЫ ПОЛУЧИЛИ РАВНЫЙ ДОСТУП К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАРПЛАТЫ РОДИТЕЛЕЙ»

По его словам, старшеклассники живут и учатся в билингвальной среде: все сотрудники пансиона – англоговорящие, все мероприятия в школе идут на английском. Дети готовятся к успешной сдаче не только ЕГЭ, но и экзамена IB (международного бакалавриата), что позволит им сдать экзамены по всем необходимым предметам в любой вуз в России или за границей. «Мы придерживаемся индивидуального подхода: ребята могут изучать предметы в разном темпе, а после уроков выбрать секции, творческие кружки или дополнительные занятия по основным предметам в зависимости от своих целей. Идея в том, чтобы выпускники смогли не только поступить в выбранные ими вузы, но и стать лидерами профессиональной, научной, культурной и общественной деятельности», – резюмирует Мокринский.

Отношение к здоровью учащихся в интервью «Ведомостям» ранее высказывал сам Мошкович: «Цель школы – дать ребенку путевку в жизнь. Почему старшая школа? Потому что все легко измеряется: успех ребенка – это поступление в лучшие школы России и мира. Наш ребенок должен поступить. К этому мы должны дать ему здоровье. Вы видели, сколько здесь спорта? Каждый ребенок будет заниматься спортом вне зависимости от своего желания – это его обязанность. Дети должны быть здоровы, если они не готовы еще сами создавать эту культуру, мы ее создадим вместе с ними. В заключение – детей нужно обучить навыкам».

По словам двух педагогов школы «Летово», у них учатся несколько детей, у которых есть сложные заболевания, однако и само лечение выстроено так, что ребенок может посещать пансион, и образовательная программа адаптирована, чтобы не перегружать школьников.

Адаптация к миру взрослых

 Фото: архивы пресс-служб
Фото: архивы пресс-служб

Школа «Точка будущего» откроется 1 сентября 2019 года в Иркутске. Идея принадлежит российскому бизнесмену Альберту Авдоляну, финансирует «Точку будущего» его благотворительный фонд «Новый дом». По словам президента фонда Ирины Беляновой, изначально идея была в том, чтобы построить детдом или отреставрировать уже работающий. Однако потом Авдолян решил, что польза от такого проекта будет недостаточной, рассказывает Белянова: «Хорошо, детский дом. Но разве это сравнится с тем, что может дать семья? Даже с красивой мебелью и оборудованием он так и останется детским домом. Поэтому первоначальная идея трансформировалась в создание целого образовательного комплекса, на территории которого в коттеджном поселке будут проживать приемные семьи».

«НЕВАЖНО, ПОЙДУТ БЫВШИЕ ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ В УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ В КОЛЛЕДЖ, – ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ГОТОВЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Каждая приемная семья будет иметь пять-шесть детей, один-два из которых могут быть и родные. К запуску планируется построить дома для проживания двадцати семей, чуть позже – еще для десяти. Заселение будет проходить за несколько месяцев до начала учебного года, чтобы новым жильцам хватило времени на адаптацию. «Миссия школы – дать возможность детям-сиротам жить на территории образовательного комплекса и ходить в детский сад и школу вместе с детьми из семей (их будут набирать обычным порядком через электронную очередь). Это новшество, аналогов нет нигде. Да, в России есть поселки, где проживают приемные семьи, но они живут очень обособленно. А здесь дети будут адаптироваться к окружающему миру», – замечает Белянова.

Фонд «Новый дом» заказал исследование, чтобы понять, какое количество приемных детей в классе будет оптимально. Выяснилось, что примерно 15%. Таким образом, из 1000 учеников около 150 будут сиротами. В конце августа стартовала программа набора в поселок приемных семей. Подбор семей, которые получат дом на территории образовательного комплекса, проводится совместно с государственными органами опеки. Даже до официального начала набора поступило 57 заявок.

Не важно, пойдут бывшие воспитанники детских домов после школы в университет или в колледж, – главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни, получили какие-то минимальные профессиональные навыки (для этого будут организованы специальные мастерские). «Часто сироты, покидая детдом, не имеют никакого понятия о настоящей жизни. По закону, когда им исполняется 18, государство предоставляет им жилплощадь, но нередко они быстро ее лишаются: продают за бесценок, становятся жертвами мошенников. А все потому, что они не приспособлены к самостоятельному существованию, и наша цель – научить их ответственно распоряжаться своей жизнью. Поэтому мы, конечно, будем стараться не терять из виду наших выпускников. А двери нашего комплекса всегда будут открыты для них», – заключает Белянова.

Кристина Соловьева, журналист, специально для Русфонда

Илья Рождественский, корреспондент Русфонда

Оригинал статьи на сайте Русфонда: https://rusfond.ru/education/003

Дорогие и уважаемые читатели!
Вы поможете развитию канала РусФонда, если подпишитесь на канал или поделитесь записью в любой социальной сети.
Мы ценим вас, огромное спасибо за поддержку!