Найти в Дзене

К обучению – готов! Что стоит узнать до первого класса

Оглавление

AptekaMos.ru

В вашей семье вот-вот появится… первоклассник.  Радостно и тревожно, тревожно и радостно. Первый раз в первый класс – необыкновенно интересно, но… Как понять, готов ли малыш стать первоклассником – или лучше  немного подождать, чтобы набраться сил и полезного опыта? Что именно должен знать и уметь будущий школьник?

Будьте здоровы – будьте любезны не хворать!

Готовность номер один – физическое состояние. Здоров ли малыш? Не часто ли болеет? Все ли в порядке со зрением и слухом?  В каком состоянии нервная система? Нет ли хронических заболеваний, например, гастрита? Конечно, немного странно задавать такие вопросы за неделю до 1 сентября: успеет ли ребенок стать закаленным в течение нескольких дней? Но если ответы оставляют желать лучшего, стоит отложить поступление в первый класс до следующей осени. Неокрепший малыш не сможет быть счастлив в школе – а значит, и во взрослой  жизни ему придётся трудновато.

Поэтому – чаще гуляем на свежем воздухе, играем в подвижные игры, делаем небольшую зарядку. Становимся сильными и ловкими! И закаляемся,  соблюдая при этом режим сна и питания. И то, и другое должно быть полноценным.

-2

Задача малыша – стать здоровым и выносливым, остаться веселым и бодрым  до последнего звонка и выпускного бала. Ведь школа – новый интересный мир и огромная нагрузка. Не стоит делать ее чрезмерной, отдавая  ребёнка в «продвинутое» учебное заведение. Знания – не самоцель, а средство достижения успеха: слабым и болезненным не хватит сил его добиваться.

«Фефекты фикции» и развитие речи

-3

Можно ли научиться читать за два месяца? Вряд ли, скажете вы. А первоклассник – должен! Ведь в школьной программе на обучение чтению отведено не больше трёх месяцев! Первая проверка «быстрочтения» (нужно успеть прочесть определенное количество слов в минуту) – уже в ноябре. Легко ли ребенку?

Еще труднее, если малыш не до конца научился говорить. Выговаривает ли будущий школьник "ш" и "ж", "с" и "з", "р" и "л"? Если нет, на исправление речи понадобится минимум 2-3 месяца – чтобы запомнить хотя бы пару трудных звуков. Интересный факт: нельзя научить всем звукам одновременно – например, "р" можно «освоить» не раньше, чем перестанут быть трудными "ш" и "ж", "с" и "з". И еще – различает ли малыш на слух похожие звуки, например, "б"-"п", "т"-"д"? Может ли сказать, сколько слогов в слове? Для потенциального школьника ответ должен быть положительным.

Нормальное произношение – еще не вся правильная речь. Как ребенок строит фразы?  

Не говорит ли «возьму тарелка», «пойти дорога» или «большая яблоко»? Неправильное построение фраз для ученика не годится. Правильному построению фраз ребенка нужно учить еще дома. Разговаривать, играть вместе, читать малышу вслух. Рассказывать ему о животных и растениях, людях и их профессиях, пище и предметах домашнего быта. Что это? Какое оно? Что можно с ним делать?

При этом шестилетний малыш должен  знать очень много слов. И уметь рассказывать, а не просто называть  предметы, людей и животных. Помогут ему в этом сказки и детские книжки. Не отказывайтесь от них, читайте вслух!

Я нарисую дом,  а рядом с домом море…

-4

Что делать, если малыш рисует на обоях? Не ругаться! А наклеить на стены большие белые листы – пусть изобразит все, что хочется! Запрещать вредно. Рисование перестанет приносить радость  и  будущий первоклассник не справится даже с ручкой. А ведь школьнику нужно уметь рисовать, лепить, вырезать, складывать мозаику и наклеивать на цветную бумагу разные симпатичные аппликации. Поэтому – даем свободу творчества!

Маленькие ручки должны быть уверенными  и легко управляться с ручкой и карандашом, фломастером и кистью, ножницами и бумагой. Можно потихоньку учить их писать и тогда в школе будет намного легче. Мелкая моторика – один из важнейших показателей готовности к школе. Если что-то не так – лучше отложить первый звонок.      

Учимся учиться

Конечно, уметь читать и писать в начале первого класса очень желательно. Необходимы и навыки счета – хотя бы до 20, а также умение складывать и вычитать. Но самое главное – интерес. Ко всему новому, что предстоит открыть в школе. И четкое понимание, зачем  приходить в класс и открывать это новое. Будущий первоклассник должен иметь представление о школе и ее предназначении. Спросите малыша: зачем ходят в школу? Хочет ли он туда пойти? Если нет, то почему? Если да, то что он хотел бы увидеть там?

Когда мои друзья со мной

-5

Стесняться и бояться школьнику не стоит. Стоит уметь знакомиться, играть и разговаривать с ребятами, спрашивать  у учителя разрешение выйти из класса, сообщать о плохом самочувствии и просить отпустить домой, обращаться с просьбой  и благодарить за помощь. И обязательно научите малыша защищать себя, если его пытаются обидеть.

Очень важно состояние нервной системы будущего ученика. Насколько спокоен ваш ребенок? В каких случаях радуется, а в каких обижается? Часто ли злится или плачет? Достойно ли ведет себя, если проигрывает в игре или слышит что-то неприятное?

Необходимо школьнику и знание правил поведения. Понимание, как вести себя в разных местах: на уроке, в столовой, в коридоре, в общественном транспорте, в походе и на экскурсии. Умение самостоятельно одеваться и аккуратно кушать. Восполнять пробелы после первого сентября может быть очень трудно. Если малыш чего-то не умеет, одноклассники могут не помочь, а начать смеяться.

Первоклассник должен быть социально адаптирован, иначе очень трудно включаться в школьную жизнь. Запишите будущего ученика на полгода или год в подготовительную группу детсада или центр детского образования, где он будет находиться минимум три дня в неделю. Процесс включения в жизнь школьного коллектива пройдет значительно легче.    

На старт, внимание, марш!

-6

В определении готовности к школе нет второстепенных критериев, важно абсолютно все, о чем говорилось выше. Сложно представить себе счастье при отсутствии здоровья, любимых дел, стремления узнавать новое или добрых отношений с другими людьми. Учеба сегодня – взрослая жизнь завтра. Какой будет она – во многом определяет школа. Может быть, лучше не спешить, а просто подготовить будущего первоклассника к следующему сентябрю? Чтобы школьная и дальнейшая жизнь всегда была радостной…  

Автор: Алтайская Екатерина