Давно перестала наша веб-студия работать по пост-оплате, только со старыми клиентами на техподдержке. Причина тут одна, добросовестность клиентов, которые чаще всего "выманивают" такой способ оплаты резко улетучивается, когда приходит пора платить. И в итоге менеджер студии превращается в просящего, так как ни у кого нет желания идти на лишние конфликты.
И такой долг превращается в долгий, а бывает даже невозвратный кредит клиенту.
Причем такими долгами могут обрастать клиенты любого типа - так у нас, например, в должниках долго ходило одно из ведомств Аппарата управления делами президента, или производственный бренд спортивного питания.
По какой-то причине в России все еще нет той самой бизнес-культуры "Утром деньги, вечером стулья", а сфера услуг не пользуется должным уважением со стороны заказчиков.
А совсем недавно не состоялся договор с одним крупным производителем сезонной обуви, причина простая, сезон выдался не очень. И тут сработал наш принцип, не работаем без предоплаты. И клиент доволен тем, что мы за ним не бегаем и не ловим с нашими деньгами, и мы знаем что ничего не потеряли, создав сложный проект авансом. Зато прекрасно понимаем, что клиент, как только появится возможность, придет к нам.
Очень важно выстраивать финансовые отношения с любым клиентом на уровне предоплаты. Клиент знает за что он платит, пусть это будет не 100% от суммы договора, пусть это будет предоплата за этап, но она должна быть! Тогда уровень бизнес-ответственности в разы больше с обеих сторон, а конфликтные ситуации практически не случаются.