Моряки называют пространство между сороковой и пятидесятой параллелями «ревущие сороковые»: здесь дуют сильные и устойчивые ветры, которым ничто не мешает, суши на этих широтах уже почти нет. Кроме Патагонии, в нее-то и врезаются шквалы, разогнавшиеся над океаном.
Чилийские фьорды поражают даже сильнее, чем норвежские. Сюда сложнее добраться, здесь более суровая природа, а еще у воды в Патагонии удивительный ярко-голубой цвет, какой в природе почти не встречается. Озеро Хенераль Каррера – пожалуй, самое живописное в мире.
Карретера Аустраль, в переводе «южная дорога», проходит по чилийской Патагонии и непредсказуемо прерывается то паромными переправами, то горными обвалами, то ремонтом. Покрытие часто гравийное, но джип не нужен, весь маршрут можно преодолеть на легковой машине.
На многие сотни километров нет жилья, придорожный ресторанчик – редкая удача, а если размоет дорогу и не придет бензовоз, то можно застрять на сутки в какой-нибудь деревне в очереди на заправку.
Ледник Перито-Морено сползает с гор в озеро, проходя по два метра в день. С обзорных площадок видна его надводная часть высотой с шестнадцатиэтажный дом. В солнечную погоду лед подтаивает, от него откалываются гигантские куски и рушатся в воду. Звук при этом напоминает удар грома.
В Патагонии кожей чувствуешь энергию земли. Этот регион до сих пор мало заселен, всем заправляет не человек, а природа. Путешествовать здесь нужно без напряжения, медленно, доверяясь не навигатору и плану поездки, а жизни и дороге.