Найти в Дзене
RuDorogi

Подъем в гору Ай-Петри на машине зимой

Оглавление

Ранее я опубликовал на RuDorogi.ru отчет о поездке Севастополь - Ростов-на-Дону - Воронеж, сейчас расскажу о более экстремальном отдыхе – подъеме на гору Ай-Петри на внедорожнике.

Гора Ай-Петри расположена на Крымской горной гряде в так называемой Большой Ялте. Зимой там практически всегда есть снег. К северу простирается относительно ровное плато, поросшее хвойным лесом. На этой территории множество склонов, где удобно и безопасно кататься на лыжах или санках с детьми. Высота зубцов – 1234 м (легко запомнить), а плато расположено пониже – 1100 м. Дата поездки: 24 января 2016 года.

Выбор маршрута и подготовка

Подняться на гору (точнее плато) можно двумя способами. Мы выбрали более цивилизованный путь – с заездом из Ялты. Протяженность серпантина: 20 км.

Важно! В машине обязательно должны быть лопата, пила и хороший домкрат. Буксировочный трос вообще не обсуждается.

Наш маршрут, относительно безопасный серпантин для подъема на Ай-Петри

На въезде установлен информационный знак, на котором всю зиму красуется надпись: «Ай-Петри – закрыто, открыто до Учан-Су». Проезд регулирует пост ГИБДД, расположенный в середине серпантина после места отдыха «водопад Учан-Су». Иногда пропускают любой транспорт с резиной по сезону, а иногда на подготовленном внедорожнике могут завернуть обратно.

Есть смысл перед поездкой изучить метео-обстановку и почитать сообщения на местных форумах. Хэш тег: «снег на Ай-Петри».

Первый этап: Севастополь, Ялта, Учан-Су

По дороге от Севастополя в Ялту вполне летняя погода, только листьев на деревьях нет.

-2

Такая крымская зима

Традиционно остановились на импровизированной смотровой площадке под Храмом Воскресения Христова. Никаких признаков снега, хотя на метеосайтах информация о снегопаде на плато Ай-Петри.

-3

Храм Воскресения Христова в январе выглядит по-летнему

Вскоре показались зубцы Ай-Петри, скрытые под тучами.

-4

С северного направления мощный облачный фронт

На южных склонах есть небольшие островки снега, которые быстро тают под солнечными лучами.

-5

Южная сторона Ай-Петри кажется неприступной

Густые облака – на самом деле снежные заряды. Это вселяет надежду на попадание в зиму.

-6

Так выглядит снегопад на горе

После первых метров подъема по серпантину – тонкий снежный покров.

-7

Дорога присыпана песком, ехать относительно безопасно

Прибываем на промежуточный пункт – водопад «Учан-Су».

-8

До этого места проезд всегда открыт

В начале весны водопад настолько мощный, что находиться вблизи без зонта нереально. Настоящая Ниагара в миниатюре. Зимой он скован морозами.

-9

Укрощенная водная стихия, замерзший водопад Учан-Су.

Тонны чистой горной воды превратились в глыбы льда.

-10

Такую красоту может сотворить только природа

Вода пробивается через лед, образуя новые ряды сосулек.

-11

Основной источник питьевой воды на ЮБК

Водозаборную точку охраняет горный орел.

-12

Труба – это ялтинский водопровод

Не нужно никаких насосов – водозабор расположен на высоте более 500 м.

-13

Орел замерз, но пост не покидает

Далее очередное предупреждение о перекрытой дороге. По метеоусловиям разрешено подниматься на полном приводе.

-14

Горячие головы могут остыть – обычным легковушкам хода нет

Второй этап: Учан-Су, плато Ай-Петри

За первым же поворотом никакой обработки дороги, чистый снег. Пост ГИБДД равнодушно проводил нас взглядом, тормозят только моноприводные авто.

-15

По такому покрытию можно ехать на хорошей зимней резине

Неожиданно дорогу перебегает кумушка-лиса. Останавливается на обочине, оглядывается и спокойно бредет по тропинке в лес.

-16

Дикие животные не боятся проезжающих автомобилей

Далее следует череда сложных шпилек на серпантине. Подъем возможен только на хорошей резине. У меня всесезонка, надежда на полный привод. Если сильно не жать на газ – подъем спокойный и уверенный.

При подъеме не забуксовали ни разу, передний мост на автомате – подключался пару раз на крутых перепадах профиля дороги. Постепенно усиливается снегопад.

-17

Типичная шпилька на серпантине

На вершине снег валит по взрослому, если не знать дорогу, можно легко заблудиться.

-18

Видимость близка к нулю, иду по приборам

При попадании в снегопад с такой дороги лучше не съезжать. Надо остановиться, включить аварийку, дождаться улучшения видимости, а затем спокойно продолжить движение. Навигатор бесполезен – этих дорог на карте нет. Мы решили не углубляться в дебри – подыскиваем проложенную колею в лес.

-19

Следы от других машин быстро засыпает свежим снегом

Прибыли на отличную полянку с множеством пригорков для катания на санках. Несмотря на ощущения заброшенности – мы не одиноки. Неподалеку слышен шум мотора других искателей приключений.

-20

От машины лучше не отходить – на расстоянии 100 м она пропадает из виду

Ждем ослабления снегопада, устраиваем фотосессию снежинок.

-21

Такие крымские снежинки

Снежный заряд прошел, детвора измеряет глубину снежного покрова. Снег сухой, рыхлый. Температура за бортом -5°С.

-22

Глубина снега не более 20 см

Погода наладилась, выходим покорять снежные просторы. На свежем снегу много заячьих следов.

-23

Наглядное пособие к очеркам В.Бианки

Младшая дочь по следам дошла до укрытия под елкой. Зайца там не обнаружили, а может он просто хорошо спрятался.

-24

Здесь был заяц

На соснах видим следы двух природных явлений. Ночью был ледяной туман, и на иголках устойчивый и колючий иней. Сверху все присыпано свежим снегом.

-25

Заиндевевшие краснокнижные сосны

А вокруг – пейзажи северной тундры. На мгновение переносимся на крайний север.

-26

Крымская Сибирь

Вообще – пейзажи сказочные. Жалко не видно солнца – между снежными зарядами небо не успевает очиститься.

-27

Фантастика!

Колею стремительно заносит снегом, начинаем движение в сторону дороги.

-28

Целина или дорога?

Шаг влево, шаг вправо – и сразу наказание. Удар под левой стороной – и колеса беспомощно крутятся по снежной подушке. Полный привод не помогает. Левый рычаг передней подвески плотно сидит на камне, покрышка в 10 см над твердой землей.

-29

Засада, застряли...

Раскидываем снег лопатой, домкратимся. Рядом нахожу поваленную сухую сосну, обтесываю ветки до состояния бревна – подкладываю под приподнятое колесо. Лапник под остальные колеса.

-30

Набор для бездорожья: топор, лопата, бревно

Рывок назад прямо с домкрата – и мы на свободе. Объезжаем засаду.

-31

Казалось бы, на ровном месте

Выглядывает солнце, вместе с продолжающимся снегопадом – образуется лесная сказка. Все искрится, сверкает. Настроение соответствующее.

-32

На заднем плане – станция слежения за космическими объектами

Ледяной спуск с Ай-Петри

Температура поднялась до +1°С. Под тонким слоем свежего снега образовалась незаметная корка льда.

-33

Обратный путь, спуск

При малейшем превышении скорости (5-10 км/ч) – машина теряет сцепление с дорогой. Спускались вдвое дольше, чем поднимались. На одной из шпилек машина неуправляемо сползла на обочину.

-34

Коварная дорога вниз

Итог

В этой поездке на машине (Lincoln Navigator 2000 года) была установлена всесезонная резина Toyo Open Country H/T. При движении наверх – никаких проблем, полный привод практически не включался. При спуске – масса автомобиля боролась со скользкой дорогой. Вывод: в подобных условиях обязательно использование цепей или шипов. Собственно, именно так мы и поступили спустя год. Отчет о втором подъеме на Ай-Петри можно почитать на РуДорогах.

Разумеется, мы благополучно спустились, но ощущение, что можно потерять контроль над машиной в любой момент – не из приятных. Водитель, фотограф и экскурсовод – Перов Андрей.