Найти тему
eatboard

Как стать ресторанным критиком?

Открытое письмо ресторанного критика the Observer Джея Рейнера ко всем желающим получить его работу. (Перевод статьи BUSINESSINSIDER.COM)

Джей Рейнер (Jay Rayner) ресторанный критик, писатель, журналист, обладатель премии British Press Awards и один из судей шоу «Мастер Шеф» на телеканале BBC живет жизнью, о которой всегда мечтал: он ходит по разным заведениям — от мишленовского ресторана до крошечной бургерной — и ест. Бесплатно. А потом пишет об этом. За деньги.

Мы cидим с Рейнером в офисе Advertising Week Europe и обсуждаем роль профессионального критика в эпоху TripAdvisor и бесконечных фуд-блогов, когда каждый, написавший пару отзывов на Just Eat, считает себя экспертом.

Однако Рейнер настроен весьма оптимистично. Он считает, что «в будущем колонки ресторанных критиков в изданиях никуда не денутся», поэтому мы спрашиваем, как же стать одним из них.

«Если вы не умеете писать и не можете донести до читателя свою мысль, то у вас ничего не получится, — говорит Рейнер. — Не так уж и важно о чем именно вы хотите рассказать. Естественно, необходимо иметь представление о том, о чем вы пишете, но на самом деле суть в том, как вы пишите».

«Да, — признается критик, — для того чтобы делать то, что делаю я, необходимо непомерное самомнение. Я постоянно получаю письма от выпускников различных учебных заведений с одним и тем же текстом: Я люблю еду. Я хочу стать ресторанным критиком. С чего мне начать?»

После того, как мы закончили интервью, Рейнер показал копию письма, которое он отправляет раз 25 в год в ответ на многочисленные письма от желающих получить такую же работу.

И вот его ответ:

Привет,

Я пишу это письмо, потому что хочу дать вам ясно понять: вопрос, на который вы просите меня ответить, я слышал настолько часто, что мне пришлось создать шаблон ответа, который вы сейчас, собственно, и читаете.

Итак… вы хотите стать ресторанным критиком, или журналистом, или просто писать о еде. Вы любите еду и мечтаете работать в этой области, но не хотите связывать свою жизнь с ресторанным бизнесом как таковым (может быть, вы журналист регионального издания или фрилансер. Извините, если разброс моих предположений достаточно широк, но совет, который я собираюсь дать, скорее всего, вам тоже пригодится). Я не осуждаю вас за то, что вы хотите писать о еде. Я люблю свою работу, но не хочу вводить вас в заблуждение. Поймите, моя работа — писать, а не быть специалистом по кулинарии (хотя я жаден и поэтому много знаю). Или так: люди меня читают не потому, что я много знаю про еду, а потому, что им нравится, как я пишу.

В этом все дело. Я действительно не верю, что существует какой-то особый стиль письма о еде: есть просто хороший стиль, и если вы хотите научиться писать о еде, научитесь сначала просто хорошо писать. Задолго до того как я стал ресторанным критиком, я был просто журналистом. Я писал обо всем: об убийствах и терроризме, о политике и общественной жизни, о книгах и фильмах. Я начал со студенческих работ и постепенно поднимался выше и выше по профессиональной лестнице, предлагая свои идеи в различные газеты. И главный редактор предложил мне колонку о ресторанах не потому, что он решил, что я много чего знаю о еде — он был уверен, что я умею интересно писать.

И вот мой вам совет: научитесь хорошо писать. Станьте журналистом. Совершенствуйте свои навыки. Пройдите обучающий курс. Беритесь за внештатную работу. Пишите обо всем, возможно позже вы начнете больше писать о еде и ресторанах. Но не надо тешить себя иллюзиями: стать профессиональным ресторанным критиком непросто. Большинство из нас — я, Джайлс Корен, Мэтью Норман, А. А. Гилл, Джон Уолш, Трейси Маклеод — писали обо всем пока не стали тем, кто они есть, — да и сейчас пишут. Изданий, которые нуждаются в кулинарных критиках, можно по пальцам пересчитать, а еще меньше тех, где платят достойные деньги. Моя колонка приносит мне всего лишь 20% моего дохода, остальное приходится на тексты других тематик, книги, телевизионные шоу… И у меня ушло 25 лет, чтобы добиться этого. Нет легких путей.

И наконец я бы хотел сказать пару слов тем, кто спрашивает, беру ли я стажеров: если вы только не мечтаете о том, чтобы делать газетные вырезки моих статей — а их накопилось порядочно за пять последних лет — то мне действительно нечего вам предложить. В основном я сижу за столом и пишу. Потом я выхожу поесть. Потом я пишу об этом. Все. Точка.

Надеюсь, это письмо будет вам полезным. Удачи.

— Джей.

Автор перевода: Катерина Милова, специально для eatboard.

Еда
6,93 млн интересуются