Открытое письмо ресторанного критика the Observer Джея Рейнера ко всем желающим получить его работу. (Перевод статьи BUSINESSINSIDER.COM)
Джей Рейнер (Jay Rayner) ресторанный критик, писатель, журналист, обладатель премии British Press Awards и один из судей шоу «Мастер Шеф» на телеканале BBC живет жизнью, о которой всегда мечтал: он ходит по разным заведениям — от мишленовского ресторана до крошечной бургерной — и ест. Бесплатно. А потом пишет об этом. За деньги.
Мы cидим с Рейнером в офисе Advertising Week Europe и обсуждаем роль профессионального критика в эпоху TripAdvisor и бесконечных фуд-блогов, когда каждый, написавший пару отзывов на Just Eat, считает себя экспертом.
Однако Рейнер настроен весьма оптимистично. Он считает, что «в будущем колонки ресторанных критиков в изданиях никуда не денутся», поэтому мы спрашиваем, как же стать одним из них.
«Если вы не умеете писать и не можете донести до читателя свою мысль, то у вас ничего не получится, — говорит Рейнер. — Не так уж и важно о чем именно вы хотите рассказать. Естественно, необходимо иметь представление о том, о чем вы пишете, но на самом деле суть в том, как вы пишите».
«Да, — признается критик, — для того чтобы делать то, что делаю я, необходимо непомерное самомнение. Я постоянно получаю письма от выпускников различных учебных заведений с одним и тем же текстом: Я люблю еду. Я хочу стать ресторанным критиком. С чего мне начать?»
После того, как мы закончили интервью, Рейнер показал копию письма, которое он отправляет раз 25 в год в ответ на многочисленные письма от желающих получить такую же работу.
И вот его ответ:
Привет,
Я пишу это письмо, потому что хочу дать вам ясно понять: вопрос, на который вы просите меня ответить, я слышал настолько часто, что мне пришлось создать шаблон ответа, который вы сейчас, собственно, и читаете.
Итак… вы хотите стать ресторанным критиком, или журналистом, или просто писать о еде. Вы любите еду и мечтаете работать в этой области, но не хотите связывать свою жизнь с ресторанным бизнесом как таковым (может быть, вы журналист регионального издания или фрилансер. Извините, если разброс моих предположений достаточно широк, но совет, который я собираюсь дать, скорее всего, вам тоже пригодится). Я не осуждаю вас за то, что вы хотите писать о еде. Я люблю свою работу, но не хочу вводить вас в заблуждение. Поймите, моя работа — писать, а не быть специалистом по кулинарии (хотя я жаден и поэтому много знаю). Или так: люди меня читают не потому, что я много знаю про еду, а потому, что им нравится, как я пишу.
В этом все дело. Я действительно не верю, что существует какой-то особый стиль письма о еде: есть просто хороший стиль, и если вы хотите научиться писать о еде, научитесь сначала просто хорошо писать. Задолго до того как я стал ресторанным критиком, я был просто журналистом. Я писал обо всем: об убийствах и терроризме, о политике и общественной жизни, о книгах и фильмах. Я начал со студенческих работ и постепенно поднимался выше и выше по профессиональной лестнице, предлагая свои идеи в различные газеты. И главный редактор предложил мне колонку о ресторанах не потому, что он решил, что я много чего знаю о еде — он был уверен, что я умею интересно писать.
И вот мой вам совет: научитесь хорошо писать. Станьте журналистом. Совершенствуйте свои навыки. Пройдите обучающий курс. Беритесь за внештатную работу. Пишите обо всем, возможно позже вы начнете больше писать о еде и ресторанах. Но не надо тешить себя иллюзиями: стать профессиональным ресторанным критиком непросто. Большинство из нас — я, Джайлс Корен, Мэтью Норман, А. А. Гилл, Джон Уолш, Трейси Маклеод — писали обо всем пока не стали тем, кто они есть, — да и сейчас пишут. Изданий, которые нуждаются в кулинарных критиках, можно по пальцам пересчитать, а еще меньше тех, где платят достойные деньги. Моя колонка приносит мне всего лишь 20% моего дохода, остальное приходится на тексты других тематик, книги, телевизионные шоу… И у меня ушло 25 лет, чтобы добиться этого. Нет легких путей.
И наконец я бы хотел сказать пару слов тем, кто спрашивает, беру ли я стажеров: если вы только не мечтаете о том, чтобы делать газетные вырезки моих статей — а их накопилось порядочно за пять последних лет — то мне действительно нечего вам предложить. В основном я сижу за столом и пишу. Потом я выхожу поесть. Потом я пишу об этом. Все. Точка.
Надеюсь, это письмо будет вам полезным. Удачи.
— Джей.
Автор перевода: Катерина Милова, специально для eatboard.