США – это огромная фабрика развлечений. Кажется, американцы смогут сделать развлечение из чего угодно, а потом еще и продать права на трансляцию или адаптацию по всему миру. И, что касается автомобилей, они ограничиваются не только спортом, но практикуют и совершенно бессмысленные, но чрезвычайно зрелищные шоу с их участием. Одним из самых зрелищных и шокировавших нас еще на записях видеокассет, стало шоу монстр-траков. Думаю, многие вспомнят свои первые эмоции по поводу происходившего на экране: «Да как так-то?! Хорошая ведь еще машина! Ездила бы и ездила! Лучше бы мне отдали!» И другим ярким впечатлением были, разумеется, эти гигантские внедорожники, крушащие своими невообразимо-огромными колёсами целые ряды легковушек. Сегодня попробуем разобраться, как такое развлечение в принципе возможно, кому интересно и как появилось.
Всё началось в 1974 году с покупки Бобом Чендлером, бывшим строителем из Сент-Луиса, новенького полноприводного пикапа Ford F-250, на котором, в свободное время, он покорял бездорожье. Когда проходимости стало не хватать, Боб принялся за тюнинг, и тут выяснилось, что в Сент-Луисе проблемы с соответствующими магазинами. Боб, взяв соседа в партнёры, занял эту нишу. Пикап одновременно служил грузовиком для перевозки закупленных деталей, а в выходные участвовал в местных покатушках. Каждая поломка приводила к новому витку тюнинга, таким образом, Ford F-250 еще был и удачной рекламой. Колёса пикапа становились всё больше, увеличивался клиренс, всё внушительнее становились мосты, требовался и прирост мощности. К 1979 году автомобиль приобрёл известный всем вид, мосты от армейского грузовика, форсированный V8 объемом 7,5 литров, а прозвище Чендлера «бигфут» (большая нога), полученное за его своеобразный стиль вождения в режиме «газ в пол», закрепилось и за этим внедорожником исполинских размеров. Колёса же были столь огромными, что манёвренность у пикапа стала подобной карьерному самосвалу, и Боб Чендлер разработал новую, поворачивающуюся, заднюю ось, благодаря которой, огромный грузовик способен развернутся едва ли не на месте.
В 1981 году Боб сделал то, что навсегда изменило мир автошоу – ради съёмок рекламы своего магазина он переехал на пикапе две легковушки со свалки. Однажды в его магазин заехал один из промоутеров автомобильных шоу и увидел на экране этот ролик. Предприимчивый мужчина немедленно прикинул, что такое зрелище непременно повеселит публику, и пригласил Боба за деньги повторить тот же трюк на автодроме, в перерыве между заездами тракторов. В 1982 году Чендлер решился, несмотря на то, что образ разрушителя никак не вязался с его бизнесом. Публика была в восторге, стадион бесновался и требовал продолжения. Чендлер получил столько новых приглашений на автошоу, что в срочном порядке был вынужден построить еще один грузовик.
В 1983 году бигфуты не остались без внимания Ford Motor Company, они стали генеральными спонсорами команды Боба Чендлера. Слава о грузовиках-разрушителях разлетелась по всей Америке, и в разных частях страны начали появляться подражатели, такие автомобили в прессе окрестили монстр-траками. Однако Боб не сидел на месте, понимая переменчивость настроений публики и её потребность в новых захватывающих шоу, работал над новыми бигфутами и трюками. Бигфут №4 (каждый новый автомобиль просто получал порядковый номер) был построен с нуля, а не на основе серийного пикапа. Тут была пространственная рама, специально сконструированное рулевое и подвеска. Он стал первым из монстр-траков, способных не просто сминать старые автомобили, а еще и обрушиваться на их крыши с трамплина.
80-е стали для всей индустрии гонкой вооружений, когда разные команды соревновались в своих безумствах, создавая всё большие, мощные и громкие траки на колёсах невероятного размера. В этой гонке вооружений точку поставила команда Боба Чендлера. В 1985 году был построен Бигфут №5, с колёсами высотой в три метра и весом около тонны каждое, позаимствованными у арктического внедорожника американской армии. Это было пределом, Бигфут №5 попал в Книгу Рекордов Гиннеса. Дважды Бигфуты Чендлера вновь становились рекордсменами, совершая самые длинные в своём классе прыжки, зафиксировав максимальную длину в 65,5 метров на Бигфуте № 18. Бигфут №16 стал самым быстрым, разогнавшись на отрезке в 1/8 мили до 138 км/ч.
В 1988 году, самые авторитетные строители монстр-траков основали ассоциацию, регулирующую правила постройки безопасных автомобилей, однако правила эти касаются лишь базовых понятий, и каждая команда имеет достаточно широкие границы для импровизации. Сегодняшние монстр-траки зачастую не выглядят как пикапы, их кузова стилизованы под легковые автомобили, или известные киноавтомобили, порой они имеют внешность животных или мифических персонажей. В качестве силовых установок используют гигантские моторы, работающие на метаноле или спирте, выдающие невероятную мощность.
В настоящее время это целая индустрия, существует множество команд с самыми невообразимыми автомобилями, придумывающих головокружительные трюки на этих многотонных махинах, промоутерские компании, занимающиеся организацией шоу, несколько телешоу и различные журналы. С более скромными двигателями выпускаются мини-монстр-траки для детей.
Эти шоу пользуются большой популярностью у простых американских рэднеков, или деревенщины, если по-русски, ведь тут присутствуют огромные, мощные пикапы – основной транспорт рэднеков, которые совершенно безнаказанно что-то разрушают. Те автомобили, которые попадают под колёса монстр-траков, обычно уже приговорены к смерти и покупаются со свалок. Да, в Америке вполне ремонтопригодные автомобили частенько попадают на свалку, а иногда даже приезжают туда своим ходом. В США для того, чтобы выбросить автомобиль иногда достаточно того, что он просто старый. В стране, где личный автомобиль себе уже на протяжении 100 лет может позволить любой человек, совершенно иное отношение к колёсной технике. Чтобы старый автомобиль был достоин жить дальше, он должен быть либо очень дорогим и редким, либо с ним должны быть связаны важные воспоминания его владельца.
А как вы относитесь к такому развлечению?