Найти в Дзене
RuDorogi

Путешествие по Казахстану на машине

Оглавление

Небольшое автопутешествие состоялось с 24 июня по 1 июля 2017 года и проходило по маршруту Тюмень - Омск - Павлодар - Баянаул - Астана - Тюмень. Целью поездки был визит к друзьям в Омск, отдых на природе в национальном парке и посещение столицы Казахстана.

Подготовка к поездке

Наша подготовка к путешествию в Казахстан состояла в следующем:

- составление маршрута;

- оценка состояния дорог;

- поиск мест ночевки;

- поиск информации о прохождении границы и обмене валюты;

- изучение отзывов о достопримечательностях.

Основательную подготовку мы начали за 7-10 дней до отправления. При составлении маршрута мы обычно пользуемся приложением Google Карты, в котором удобно просматривать путь с телефона, сохранять карты и пользоваться ими в оффлайн-режиме. Рассчитав время в пути, мы принялись за поиск жилья по дням. Да, мы не учли ремонт дороги по пути в Астану, но об этом позже.

Данная поездка предполагалась как бюджетная, и было решено воспользоваться разными способами ночевки, такими как:

- квартира друзей: Омск, одна ночь;

- хостел: Павлодар, одна ночь;

- кемпинг: национальный парк Баянаул, три ночи;

- каучсёрфинг: Астана, две ночи.

Хостел Light House Pavlodar был забронирован через Booking.com, каучсерферы, желающие нас принять, найдены через сайт couchsurfing.com, информация о наличии кемпинга была найдена на форумах, спасибо отзывам туристов. Еще мы заранее выяснили, что при прохождении российско-казахской границы достаточно иметь при себе российский паспорт и документы на машину.

Омск и дорога до границы

Дорога из Тюмени до Омска занимает около восьми часов. Прогулка по городу была запланирована на тот же день, поэтому выехали мы в 5.00 утра (24 июня). Чтобы не делать лишних остановок на обед, мы взяли с собой термос с чаем и немного еды. В Омск прибыли около часу дня, но еще долго кружили в поисках дома, где живут друзья. Транспортная развязка в городе сильно отличается от тюменской хотя бы из-за наличия троллейбусов и трамваев, ну и к тому же это город-миллионник.

-2

На улицах Омска

Отдохнув немного от дороги, остаток дня мы потратили на прогулку по городу. Друзья, принявшие нас у себя, показали нам несколько самых популярных мест. Так, одно из них — это недавно отреставрированная пешеходная улица Чокана Валиханова, ведущая к набережной Иртыша. Интересными оказались интерактивные экраны под стеклянными навесами, на которых можно узнать о достопримечательностях города.

-3

Улица Чокана Валихаева

Набережная Иртыша оказалась отреставрированной лишь частично, в основном, это заросший берег, где очень много мусора.

-4

Набережная Иртыша в Омске

Исторический центр города удивил наличием большого количества парков и широких проспектов. В 2016 году Омск отмечал свое трехсотлетие, в связи с чем в центре проводились реставрационные работы, расширение и ремонт дорог.

-5

Исторический центр Омска

Утром 25 июня мы выдвинулись в Павлодар, время в пути — около шести часов. Еще при въезде в Омскую область состояние дорог немного ухудшилось, и ближе к границе с Казахстаном мы уже ехали по живописным проселочным дорогам не самого хорошего качества.

Граница. Въезжаем в Казахстан

Примерно через два с половиной часа от Омска нас ожидало прохождение российско-казахской границы. Это заняло больше времени, чем мы рассчитывали. Мы специально приехали на границу утром, около 10 утра, но уже в это время начинала скапливаться очередь.

Кроме проверки машины, документов на нее, паспортов и заполнения миграционных карт, нам пришлось долго ждать в очереди, особенно при въезде в Казахстан. Таможенники на паспортном контроле внимательно и не спеша изучают фотографию в паспорте и владельца паспорта. Прохождение двух пунктов контроля у нас заняло примерно полтора часа.

Перед поездкой мы прочитали, что путешественникам из России рекомендуют страховать свой автомобиль при въезде в Казахстан, чтобы избежать проблем с ДПС, что мы и сделали. Для этого есть киоски, которые стоят и до пограничной зоны, и после нее. Стоимость – 500 рублей. По факту нашу страховку никто ни разу не проверял.

Постсоветский город Павлодар

Павлодар встретил нас солнечной погодой и небольшими трудностями с поиском хостела. Во-первых, в городе очень много односторонних дорог, чего мы сразу не заметили и кружили в одном квартале в поисках удобного заезда во двор. Во-вторых, хостел оказался не хостелом в прямом смысле слова — по указанному адресу мы не обнаружили отдельного здания гостиницы с вывеской. Наш хостел являлся обычной квартирой в доме, с двумя комнатами (на четыре и восемь человек), кухней, ванной и туалетом. Кроме нас из посетителей был только один человек в другой комнате.

На осмотр города нам оставалось полдня. Павлодар — небольшой город, знакомый мне с детства. С тех пор многое в городе изменилось, например, в центре построили новую мечеть с благоустроенным парком рядом.

-6

Мечеть имени Машхура Жусупа

Также изменился вид набережной Иртыша — появились дорожки, фонтаны, новые скульптуры. Одно удовольствие прогуляться для туристов.

-7

Набережная Иртыша в Павлодаре

Но неизменными остались широкие и зеленые проспекты, старые трамваи, советские гастрономы и уютные дворики домов.

-8

На улицах Павлодара

Казахские степи и путь в горы

Переночевав в хостеле и еще немного прогулявшись по городу, утром 26 июня мы отправились в сторону национального парка Баянаул. И чем дальше от Павлодара, тем хуже дороги среди монотонных степных пейзажей. Автомобилей здесь тоже становится все меньше — видимо, не самый популярный маршрут для жителей Павлодара.

-9

Дорога из Павлодара в Баянаул

Главное на этой дороге — не прозевать нужный поворот на Майкаин, иначе предстоит долгий объезд через город Экибастуз. Дорожных кафе в этом направлении немного, лучше купить что-нибудь в дорогу или остановиться в городке Аксу, недалеко от Павлодара.

Спустя три с половиной часа мы подъезжали к Баянаулу, и, не доезжая до парка, остановились перекусить в кафе у дороги с живописными пейзажами. Это место уже более многолюдно, так как основная часть местных жителей, отдыхающих в Баянауле, — это жители Экибастуза, от которого ехать менее двух часов.

-10

Сельский пейзаж недалеко от Баянаула

При въезде в Баянаульский национальный парк нужно внести плату за пребывание в размере 200 тенге в сутки на человека. Тем временем, виды становятся все более захватывающими.

-11

Путь в национальный парк

Национальный парк Баянаул

Почему мы выбрали именно Баянаул, ведь по пути из Астаны находятся знаменитые Голубые озера Казахстана — более крупная курортная зона Боровое. На самом деле, изначально так и планировалось, но выяснилось, что с недавних пор из-за большого количества туристов и загрязненности территории там запрещены кемпинги. А это было очень важно для нас — ночевка в палатке на природе.

-12

Внутри парка

Баянаульский национальный парк является особо охраняемой территорией Казахстана. Горы здесь невысокие — от 400 до 1027 м. Но вместе с озерами и сосново-можжевеловыми лесами они создают неповторимой красоты виды.

-13

Вид на озеро Жасыбай

Крупных озер в парке четыре — Сабындыколь, Жасыбай, Торайгыр и Быржанколь. Свой выбор мы остановили на озере Жасыбай — самом живописном из всех, с прозрачной водой и наличием инфраструктуры для отдыха. Там есть кемпинг, расположенный чуть вдали от отелей и кафе.

-14

Кемпинг на территории парка

Так как прибыли мы в воскресенье вечером, кемпинг был практически пуст — большинство местных жителей разъезжалось по домам, впереди их ждала рабочая неделя. А нас — нет.

У нас с собой было все необходимое: палатка, спальники, пенки, чайник, фонарики и прочие походные принадлежности. Следует учесть, что это горный район, и погода может меняться каждые пять минут. Поэтому мы дополнительно укрепили палатку камнями, сложили внутрь тяжелые вещи и поставили машину так, чтобы она немного защищала палатку от ветра.

-15

Палатка в кемпинге

Приехав в Баянаул во второй половине дня, мы надеялись прогуляться, но у погоды были свои планы. Дождь с ветром, начавшийся с практически ураганным вечером, продолжался до утра. Наутро наш кемпинг выглядел удручающе — некоторые палатки, которые сдаются в аренду отдыхающим, снесло ветром. Кстати, для тех, кто опасается ночевать в кемпингах, — на их территориях есть туалеты, душ, охранник, при желании можно развести костер.

-16

Вид на кемпинг и горы

На следующий день погода была отличная, и мы отправились купаться на озеро. На пляже есть кабинки для переодевания и зонтики, вода оказалась прохладной, но оно того стоило — озеро чистое и прозрачное, вокруг плавают мелкие рыбки.

-17

Пляж на озере Жасыбай

Мы знали, что в парке много пешеходных троп, и решили обратиться к местным гидам за помощью. Выбрав один из предложенных маршрутов, мы с двумя проводниками и еще с двумя туристами отправились в так называемое "ущелье ведьм". Экскурсоводы рассказывали разные легенды про это место, а мы наслаждались потрясающе красивой дорогой с растущими вокруг папоротниками и реликтовой черной ольхой.

-18

Путь в горы

-19

Около "ущелья ведьм"

-20

Путь обратно

Вечером этого дня и на следующий мы осматривали местные достопримечательности самостоятельно, воспользовавшись советами наших гидов и местных жителей. Мой совет путешественникам — не берите организованные экскурсии, когда в один день включен осмотр всего. Лучше самому изучать окрестности в своем ритме, без спешки.

-21

Прогулки по парку Баянаул

-22

Горы, обточенные ветрами

В парке много подобных гор, обточенных ветрами за многие века и сейчас имеющих странные формы, иногда напоминающие лица людей или животных. Таким горам дали свои названия — "Баба-Яга", "Мужское достоинство" и другие. Мы отправились посмотреть гору "Булка" сквозь горные тропинки и выровненные плато.

-23

Горные ландшафты

-24

Гора "Булка"

По пути была обнаружена каменная черепаха.

-25

Камни, напоминающие черепаху

Во время этих прогулок дождь с ветром сменялся на солнце каждые полчаса. Дождевики, купленные в Баянауле, нас спасали лишь частично. Лучше брать с собой плотные качественные дождевики, а не покупать их у местных.

После трех дней среди тишины и красот природы Баянаульского национального парка предстоял путь в Астуну.

Особенности казахских дорог

Выезжали из парка мы в ураганный ветер и дождь, собирая вещи в экстремальных условиях. Впрочем, уже через 15 минут светило яркое солнце.

-26

Дорога из Баянаула

Прокладывая маршрут до Астаны, мы не учли один момент. Маршрут, который предлагал нам навигатор, проходил по проселочной дороге, так как основная трасса ремонтировалась. Было два варианта — ехать через Экибастуз или дорогу, не доезжая до Караганды. Мы выбрали второй путь, и время в пути до Астаны увеличилось с шести до восьми часов.

Сначала все было не слишком печально — просто пустые дороги, на которых вообще не было машин, но асфальт усеян дырами с жилищами сусликов. Так и было — один выскочил из норки прямо перед машиной посреди дороги.

-27

Пустынные казахские дороги

Если выбирать этот путь, то на обед лучше остановиться около Караганды — дальше не будет ничего. Когда до Астаны оставалось не более 100 км, дорога испортилась окончательно. Мы ехали по грязи, периодически обливаемые ею проезжающими мимо грузовиками. А где-то в стороне виднелась иногда новая строящаяся трасса.

-28

Подъезжая к Астане...

Урбанистичная Астана

Под вечер 29 июня мы прибыли в Астану. Договорившись заранее с каучсёрферами, мы без труда нашли их дом, который находится в центре города. Ребята разместили нас в отдельной комнате с душем, и вечером устроили небольшую экскурсию по району. На следующий день мы самостоятельно отправились изучать город. Он оказался контрастым: новые футуристические здания в центре, старые советские — на окраине.

-29

Парк и бульвар Нуржол в центре Астаны

Астана впечатляет своим размахом строительства — огромные бизнес-центры, административные здания с современными площадями и парками, новые здания театра, цирка, торговые центры, построенные в каком-то космическом стиле.

-30

Площадь около торгового центра

-31

Монумент "Байтерек" в центре Астаны

Особенно порадовало наличие пунктов проката велосипедов, велодорожек и солнечных батарей.

-32

Велопарковки и солнечные батареи

Для таких туристов, как мы, любящих прогулки по уютным улочкам с интересными магазинчиками и кафе на каждом углу, город оказался не так интересен. Деловой центр, высотные здания, пустые парки и набережные — все это делает город скучным и безликим. К слову, в центре даже нет сувенирных магазинов.

-33

Мост через реку Ишим

Путь домой

Утром 1 июля мы выехали в Тюмень. Путь из Астаны порадовал отличной новой дорогой и несколькими кафе по дороге. Часть пути от Астаны до Кокшетау платный. До границы добрались через пять часов, там же нас опять задержали на полтора часа из-за длительного осмотра паспортов. Дальше до Тюмени доехали без происшествий. В целом на дорогу, вместе с прохождением границы, ушло около 12 часов.

Бюджет поездки и советы туристам

Вся поездка оказалась бюджетной, учитывая наши варианты размещения и казахстанские цены. За неделю мы потратили 24 тыс. рублей. Основные статьи расходов (в тенге):

- хостел в Павлодаре: 4000 тенге в сутки за двоих;

- бензин: 123-126 тенге/литр;

- въезд в парк Баянаул: 200 тенге в сутки на одного, итого за два дня 800 тенге (третий день не оплачивали, никто и не проверял);

- кемпинг: 250 тенге в сутки за одного, стоянка машины в кемпинге: 300 тенге в сутки, итого кемпинг: 2400 тенге;

- пешеходная экскурсия в Баянауле: 500 тенге за человека (2,5 часа);

- платная трасса: 250 тенге;

- еда в кафе: от 750 тенге в Павлодаре до 6000 тенге в Астане за двоих.

В целом, в поездке не было каких-то серьезных проблем, кроме небольших нестыковок по времени из-за дорог. Деньги заранее не меняли, в Павлодаре воспользовались обменом валют и несколько раз снимали из банкомата по курсу. На постах ДПС в Казахстане нас ни разу не останавливали, документы, кроме границы, нигде не проверяли. В России один раз остановили на выезде из Тюмени — там проверяют почти всех, кто в пять утра уезжает из города.

Наше автопутешествие из России в Казахстан оказалось увлекательным и незабываемым. Не стоит бояться искать новые маршруты и места для ночевки — все это делает нас более опытными путешественниками, дарит новые впечатления и знакомит с интересными людьми