AptekaMos.ru
"Она не знает выходных и праздников, и день, и ночь сидит на "Одноклассниках", и неустанно кликает мышкой..." Знакомо? Автору песенки о школьнице, попавшей в полнейшую зависимость от компьютера и интернета, вряд ли приходилось что-либо придумывать. Все необходимое ему подсказала сама жизнь. Обычная и повседневная. Для нашего "подрастающего поколения" жить в Интернете становится нормой.
Однако интернет-зависимость – это все же опасная болезнь. Недаром ведущие психиатры страны утверждают: если в кратком рассказе о непреодолимой тяге к компьютеру слово «компьютер» заменить словом «героин» или «алкоголь», рассказ все равно останется правдивым. Несмотря на то, что жертвы новых технологий не пьют спиртное и не употребляют наркотики, в их организме происходят те же самые процессы, что и у алкоголика или у наркомана.
Почему школьники (да и не только они) уходят в Интернет? Как вернуть их в действительность? Что мешает избавлению от зависимости?
Кто ищет, тот всегда найдет
Компьютерное рабство – не первый (и наверняка не последний в истории человечества) вид зависимости. Если личность надломлена и не в состоянии защитить себя от чужого вредного влияния, рано или поздно она попадет в полное подчинение к алкоголю, азартным играм или любой другой вредной привычке.
Сегодня обращение по электронной почте в госучреждение является обычным делом, и это огромнейшее благо для пожилых, больных и занятых работой людей. Т.е. едва ли не для 100% наших соотечественников. Поэтому домашний интернет (и мобильный интернет) есть практически в каждой семье.
Возможность быстро найти нужные сведения (например, узнать, как добраться до незнакомого адреса) или купить необходимую вещь (к примеру, лекарство или учебник), не выходя из дома – при нашем ритме жизни просто спасение. Опасностью она становится тогда, когда человек использует ее как повод уйти от реального мира, от реальных проблем: семейных, школьных, социальных…
От ПК до планшета
Первые научные работы об интернет-зависимости в нашей стране появились в 2001 году. А в 2005-2006 годах доктора уже пытались формулировать клинические критерии этой болезни. Которой до сих пор нет ни в одной классификации заболеваний в мире. По этой причине врачи, как первооткрыватели, сами разрабатывают алгоритмы распознавания и лечения "суперсовременного" недуга.
Поскольку прогресс не стоит на месте, определение болезни приходится уточнять. Сперва это была зависимость от персонального компьютера. Затем – от игр на персональном компьютере. После этого заявила о себе интернет – зависимость. С появлением планшетов и смартфонов она обрела новое имя – зависимость от интернета и средств доступа к нему.
Изрядно потеряв в весе и приобретя в функциональности, мобильный телефон взял реванш над компьютером. Конечно же, не с точки зрения работы – в серьезном деле «мобильник» компьютеру не соперник. А вот по части игр и общения в социальных сетях – конкурент. И конкурент давно уже победивший.
Дорога к рабству
К зависимости от интернета ведут четыре основных пути.
Путь первый: сеть – способ доступа к чему-то желанному. Как проще поступить, убегая от реальности через просмотр кино или мультфильмов: купить диск, пойти в кино, или же быстро и бесплатно найти нужное видео в интернете?
Путь второй: сеть – форма активности. Человеку (чаще всего из-за того, что он нервничает) просто необходимо двигать мышкой или нажимать кнопки. Кстати, зависимость от планшета возникает быстрее, чем зависимость от обычного компьютера. В случае с планшетом все действия сосредоточены в одной точке. А когда все наше внимание направлено в одну точку, виртуальной реальности легче взять верх над реальной жизнью. Если же мы сидим за ПК, и с одной стороны у нас мышка, а с другой – клавиатура, принтер и колонки, наше внимание рассредоточено. В такой ситуации «улететь» в придуманный мир значительно сложнее.
Путь третий: сеть – средство для общения. Что проще сделать неспортивному мальчику-подростку: двадцать раз подтянуться на турнике ― или же подтянуться всего один раз, сделать фото и опубликовать его «В Контакте» с комментарием «Вот так я умею делать 20-30 раз подряд»? Конечно же, второе! В глазах приятелей и одноклассников так хочется казаться лучше, чем ты есть на самом деле!
Общение в социальных сетях часто строится по принципу «все врут – и все верят». Ложь эта служит одной-единственной цели – создать альтернативный образ себя, некое «второе Я». Если это «второе Я» существует – значит, интернет-зависимость уже есть. Если же в соцсетях человек еще похож на себя, пусть и немного приукрасил свой образ, – предотвратить попадание в компьютерное рабство еще не поздно.
Путь четвертый: сеть – повод для активности. Как говорилось в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», «настоящему джентльмену всегда есть что сказать». Большинству джентльменов и леди юного возраста сказать почти нечего. А показать себя очень хочется. Раньше в целях «самовыражения» писали на заборе известные слова. Теперь этими словами никого не удивишь. Вот и появляются в соцсетях фото на краю пропасти или на крыше многоэтажки. Общество жестоко, а подростковое общество – особенно (вспомните фильм «Чучело»).
Дети "цивилизации"
Есть люди, которые сильнее других рискуют стать зависимыми. Какая именно привычка поработит их, зависит от образования, обстановки в семье и случая. Вредное вещество или занятие, которое первым встретится на жизненном пути, скорее всего, и станет самым главным в жизни. По силе воздействия Интернет, конечно же, слабее алкоголя и наркотиков, но не по доступности. Тем более, что сегодняшние дети знакомятся с планшетом едва ли не в младенчестве. Малыш заплакал? Ему дали «чудо техники», и он успокоился. В кабинете у невролога нередко приходится видеть такую картину: ребенок, который минуту назад отчаянно не хотел идти к доктору, забыл о своем страхе и всецело поглощен смартфоном.
Некоторых пап и мам ничуть не настораживает даже тот факт, что в 2,5 года малыш не может сказать ни одного слова. Зато разбирается в Интернете и компьютерных играх. Так взрослые сами делают своих детей больными.
Лечиться – стыдно! И страшно
Как правило, первый врач, к которому ведут юную жертву компьютера, – невролог. Жалоб бывает много: болит голова, садится зрение и т.д. и т.п. "Болезни от нервов" со временем приводят к самым обыкновенным физическим недомоганием. Но о гастрите или проблемах сердцем легче сказать врачу, чем, например, об агрессивности и раздражительности: для нашего человека страшно и стыдно оказаться на приеме у психотерапевта или психиатра. А тем более отправить к такому доктору своего ребенка. Как убедить родителей, что детскую психику нужно срочно лечить? Чтобы мама и папа признали этот факт, приходится показывать ребенка самым разным врачам-специалистам – от офтальмолога до кардиолога. В Морозовской больнице это сделать проще: все доктора работают рядом, обойти их получается достаточно быстро. В обычных же поликлиниках процесс может затянуться. В результате ребенок привыкнет к болезни и хождению по врачам – и надолго «застрянет» в этом состоянии…
Даже сегодня с московскими докторами ведут «разъяснительную работу» лучшие специалисты страны. Непонимание может слишком дорого стоит: хрупкая детская психика разрушается стремительно – и ребенок, пострадавший от неправильного лечения, оказывается в психиатрическом стационаре. Врачи уверены: лечить нужно всю семью одновременно. Ведь многие родители пытаются убежать от проблемы – и убеждают себя, что все не так серьезно.
"Нервы щавелем не лечатся, организм тоскует, мечется…"
О первой проблеме взрослых мы уже говорили: показать ребенка психиатру равносильно подвигу. Страшных болезней и "страшных" врачей наши люди боятся. Отсюда берется и высокая смертность от рака: при малейшем подозрении на злокачественную опухоль больной бежит: нет, не к онкологу, а к участковому терапевту. В результате драгоценное время упущено.
Страх перед болезнью превращается в страх перед доктором и в случае с запущенной интернет-зависимостью. В понимании обычного человека психические болезни – такие же, как рак. Они не лечатся. Но это, к счастью, неправда. Правда – в том, что без помощи врача душевные недуги прогрессируют. А люди, не пожелавшие посетить психотерапевта, начинают винить во всем невролога или даже участкового. Вот и вторая проблема взрослых: они слышат только то, что хотят услышать. Что бы ни говорил лечащий врач, какие советы бы ни давал… Главное в этой ситуации – уберечь себя от иллюзий, от мнимых представлений о заболевании.
Сколько можно сидеть у экрана?!
Попасть в зависимость от компьютера и прочих электронных устройств сильнее всего рискуют дети 10-13 лет. На втором месте среди кандидатов в интернет-рабство – молодежь 18-25 лет. На третьем, как ни странно, не взрослые солидные граждане, а малыши-дошкольники (от 0 до 7 лет). Молодые родители обычно знают, что "слишком много" общаться с электроникой маленькому ребенку нельзя. Но понятие "слишком много" у каждого свое. Поэтому прислушаемся к мнению врачей:
● дошкольнику можно проводить у экрана какого бы то ни было устройства не больше 20 минут в день.
● младший школьник может смотреть на экран полчаса в день.
● ежедневная «экранная» норма старшего школьника – час в день. Многим это покажется невыполнимым. Особенно в 10-11 классах, когда ребята готовятся к поступлению в институт. И все же – постарайтесь…
Взрослому можно проводить у экрана не более 4 часов в день. Еще раз напомним: экран – это не только телевизор с компьютером, но и планшет, и самый обыкновенный мобильный.
От чего мы бежим в Интернет?
Производители электронных устройств и игр прекрасно понимают, кому адресовать свой товар. У грамотных маркетологов есть немало общего с уличными гадалками. И те, и другие знают, как завладеть вниманием человека. И те, и другие умеют сделать так, чтобы жертву никто не отвлек. И те, и другие прекрасно понимают, с кем можно работать и обращаются лишь к встревоженным и растерянным людям.
Кстати, зачем люди уходят в интернет? Ответ очень прост: за удовольствием! В виртуальной реальности каждый из нас – всегда победитель. На просторах сети нетрудно отыскать информацию, которая подтверждает именно твою правоту. А неуверенному в себе подростку жизненно важно чувствовать себя «правым». Да и взрослым часто не хватает веры и уверенности. Особенно в кризис, когда ценники в магазинах меняются чуть ли не ежедневно, а оказаться уволенным с работы рискует едва ли не каждый.
Экономическая обстановка в стране, и, как следствие, ограниченный доступ к простым житейским радостям – тоже вносят свой вклад в рост числа «ушедших в сети». Ведь в виртуальной реальности нет ни кризиса, ни безработицы, ни бюрократии. Одно удовольствие!
"Папа уходит, у него дела! Мама от дел оторваться не может…"
Для ребенка ситуация осложняется еще и тем, что ему никто ничего не объясняет. Родители вместо любви и внимания дают планшет, а потом удивляются, почему это дети такие странные и не умеют общаться. Школьные психологи зачастую безграмотны. А предмет под названием «Психология» пока остается лишь мечтой. Несмотря на то, что учебники по психологии для третьеклассников и четвероклассников уже написаны. Почему так рано? Как сказали директора московских школ, в четвертом классе дети начинают курить "травку" – и искренне верят, что это трава. В прямом смысле этого слова. Поэтому третьеклашек точно надо просвещать. И не только по поводу наркотиков.
Даже в XXI в. девочки-подростки пугаются, когда у них начинает расти грудь. И думают, что это рак. Кто предупредит 9-10-летних детей о грядущем переходном возрасте? Кто расскажет им о чуде первой любви, и о том, как пережить любовь неразделенную? Кто подскажет ребенку, как обратиться к Богу, когда не дают покоя проблемы в семье или в школе? Кто объяснит, как спросить совета у взрослого – врача, учителя или священника? По идее, об этом должны рассказывать мамы и папы. В общем, сегодняшним школьникам необходимы уроки психологии. При условии, что учителя будут хорошими. А ведь иногда педагоги даже не знают, как общаться с первоклассниками.
От удовольствия – к одиночеству
Все виды зависимости – и от алкоголя, и от интернета, и от азартных игр – развиваются по одному и тому же сценарию. На первом этапе человеку просто приятно, он получает удовольствие. На втором – появляется влечение: пить спиртное или сидеть в соцсетях хочется снова и снова. "Посижу немножечко в интернете, станет легче" – думает ребенок, родители которого разводятся. "Выпью, полегчает", – успокаивает себя взрослый, которого только что уволили с работы. Третья стадия – погружение в среду. Еще вчера школьник точно знал: "посижу 20 минут, напишу друзьям и пойду играть в футбол". Сегодня он уже думает: "да ну его, этот футбол, лучше еще посижу за компьютером". На четвертой стадии занятие теряет свой смысл: "какая разница, что делать в интернете, лишь бы посидеть там". На пятом этапе зависимость наносит ущерб всем остальным сферам жизни. Любимые дела заброшены. С близкими и друзьями "раб компьютера" почти не общается. Чем не поведение алкоголика или наркомана?
Отобрать компьютер? Опасно для жизни!
Когда больного пытаются вырвать из лап зависимости, реакция может быть самой непредсказуемой. "Если я лишусь чего-то, фильмов или новостей, у меня начнутся ломки хуже, чем у наркомана", – пел бард Тимур Шаов в песне о телевизоре. И оказался абсолютно прав. Если в доме отключился интернет, у человека, сутками сидевшего в сети, начнется самая настоящая ломка. Один 22 – летний юноша, когда отец отобрал у него компьютер, выбросился из окна. Перед этим молодой человек успешно сдал сессию. У него были и хорошая работа, и большое будущее.
Чем сильнее зависимость, тем тяжелее ломка. Поэтому ни в коем случае не отбирайте у ребенка компьютер, планшет или телефон – до тех пор, пока не посоветуетесь с врачом. Доктор посмотрит на пациента, изучит его характер и приступит к лечению. Все дети разные. Кто-то спокойно отнесется к тому, что у него отняли смартфон и побежит играть с друзьями в футбол. А кто-то в отчаянии выпрыгнет из окна.
Последняя стадия зависимости – полное погружение в сеть. Человек готов проводить у экрана 24 часа в сутки. Он одновременно занимается с несколькими электронными устройствами: на компьютере – кино, на планшете – соцсети, на мобильном – смс. Не так давно погиб мальчик-подросток, просидевший всю ночь за компьютером. У него была аневризма одного из кровеносных сосудов головного мозга. От перенапряжения она разорвалась.
У более здоровых людей из-за погружения в интернет рвутся «всего лишь» связи с внешним миром. С близкими, друзьями, знакомыми, коллегами по работе. В конце концов, и с самой работой. Школьники забывают про уроки, студенты – про лекции. Взрослые попадают под сокращение…
Родителей – за парту!
Мам и пап, которые "успокаивают" детей планшетами, ведущие психиатры страны описали в нескольких словах: безответственные; ленивые; не любят своего ребенка; не знают, зачем они произвели его на свет.
Такие родители не воспитывают детей. Их воспитывает информационная среда, с которой они общаются в интернете.
Берегите себя и своих близких!
Автор:Алтайская Екатерина