Представим себе такую картину: все маршрутки разом исчезли, остался только муниципальный транспорт, и ничего больше. Трамваи, троллейбусы, автобусы, пересадки, чтобы добраться до пункта назначения. А ведь в некотором смысле это наше будущее, или близкое к нему видение.
Начиная с 2015 года ведутся разработки новой транспортной схемы Волгограда и области, и с конца года постепенно начинают реализовывать её. Правда, пока в относительно мягком виде: частные маршруты не убирают разом, едва введя новые муниципальные автобусы (пока?), и зачастую они дублируют друг друга. Транспортная карта разрабатывается таким образом, чтобы до любого пункта можно было добраться либо прямым рейсом, либо с одной-двумя пересадками, а сами маршруты минимально дублировали друг друга. При этом объединяют и систему оплаты: в этих целях вводится единая транспортная карта для всех видов транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы, обещают добавить и электрички в будущем), по которой проезд стоит чуть дешевле, чем при оплате наличными, а также в течение часа можно будет пересаживаться без покупки ещё одного билета. Помимо этого, уже сейчас работает сайт http://transport.volganet.ru/online, на котором можно мониторить движение муниципальных маршрутов и узнавать, какой рейс подъедет к вашей остановке в ближайшее время. Непосредственно об опыте использования данного портала и транспортной карты в статье и пойдёт речь.
С нового года карта «Волна» начала свою работу на всех муниципальных маршрутах. Кондукторов оснастили новыми терминалами, которые выдают билетики, похожие на чеки. Стоимость проезда по ним составляет 18 рублей на трамваях, троллейбусах и автобусах, и 23 рубля – в метротраме. Сама карта стоит 100 рублей, при этом эти деньги не возвращаются на счёт. Необходимо дополнительно его пополнять на сумму, кратную 50 рублям. Подробнее о местах пополнения и приобретения можно прочитать здесь (http://v1.ru/text/newsline/249968527147008.html). Сама карта выглядит, субъективно, обычно: симпатичные символы на лицевой части (правда, Родина-мать какая-то обрубленная вышла), на тыльной – непосредственно информация о ней. Работает очень просто: приложили к валидатору, и всё. И пополнение, и оплата проезда работает таким образом.
В качестве эксперимента был составлен маршрут через весь город, из Красноармейского в Тракторозаводский, от ост. «Проспект Героев Сталинграда» до «Парка памяти». При этом он сочетал в себе как пересадки на разные виды транспорта, чтобы попробовать, запустили ли возможность бесплатной пересадки в течение часа, так и оптимальность с точки зрения времени. То есть, быстрее ли было бы доехать на одной-двух прямых маршрутках. Транспортный маршрут был следующий:
С «Героев Сталинграда» до «Пролетарской» на трамвае №11 (чтобы пополнить карту, по времени не учитывалось),
С «Пролетарской» до «Угла парка» – на 77-ом автобусе,
С «Угла парка» до «Комсомольской» – на автобусе №2,
С «Комсомольской» до «Парка памяти» – на автобусе №21.
В обратную сторону транспорт был изменён:
С «Парка памяти» до «Шурухина» – на троллейбусе №12,
С ВГТЗ до «Комсомольской» – на метротраме,
С «Комсомольской» до «Родины» – на том, что будет первым (им оказался троллейбус №15),
С «Родины» до «Юбилейного» – на 77-ом автобусе.
Из Красноармейского я выехал в 10:59. Портал “транспорт.волганет” не ошибся со временем приезда автобуса. С транспортной картой тоже никаких проблем. Билетик выдали, на нём написано, сколько денег осталось на карте, но система бесплатного часа на пересадки не сработала (судя по всему, её и не ввели ещё). В 11:20 на «Углу парка». Ближайшая «двойка» – в 11:48. Портал не соврал, ровно в это время приехал автобус. С ним вышел интересный казус: кондуктора в нём не было, оплата водителю при выходе. Когда мне нужно было выйти на «Комсомольской», показал водителю карту и спросил: «Терминал есть у вас?», на что тот махнул рукой и показал на выход. Окинув беглым взглядом кабину, я терминала не увидел, хотя возможно, что он где-то лежал. В 12:45 пересадка на 21-й автобус (буквально спустя две минуты после приезда «двойки»), и в 13:35 я на конечной для себя остановке. Итого – 2,5 часа с Красноармейского до Тракторного без пробок на автобусах, 36 рублей проезд (должно было быть 54, а при работающей системе «час без пересадок» должны были выйти те же 36 рублей), однако, возможно, что если бы пересадка с 77-ого на 2-ой была меньше по времени, то вышло бы чуть больше двух часов. На прямой маршрутке №40 это же расстояние преодолевается за 1,5-2 часа при цене в 35 рублей.
Как оказалось, на портале не работает «остановочное табло» для трамваев и троллейбусов, и если с трамваями на сайте есть пояснение причины (не оснащены системой ГЛОНАСС), то с троллейбусами его нет. Работает ли возможность через SMS узнать ближайшие трамваи и троллейбусы для конкретной остановки, я не знаю. Сам сайт имеет мобильную версию, однако он весьма не интуитивен и работает коряво. Время на обратный путь засекалось непосредственно с остановки ВГТЗ, проезд на троллейбусе был для тестирования уже не раз упоминавшейся системы пересадок (также не сработала). Итог – 14:05 время старта метротрама, 16:05 – прибытие на «Юбилейный». Два часа, время на пересадки – в пределах пяти минут.
Транспортная карта не вызывала вопросов у кондукторов, хотя двое и признались, что на работе видят их впервые. Интересовались, возвращаются ли деньги за карту на счёт (об этом уже говорилось выше – не возвращаются), смотрели на то, какой билет выдаётся. В одном из троллейбусов пенсионерка спрашивала о том, что это, для чего, как работает и нужно ли ей бежать и покупать. Кондуктор пояснила, что спешить не стоит, поскольку пока не до конца ясно, как эта система будет работать со льготными категориями пассажиров. К ним же можно причислить и студентов, т.к. до сих пор действует система проездных билетов. Так нужно ли приобретать транспортную карту сейчас?
Нужно понимать две вещи. Во-первых, что вся наша транспортная система постепенно изменится в течение этого года. Возможно, что ещё в следующем году будут какие-то новшества, и «Волна» будет её основой. Маршрутки если не исчезнут, то их станет изрядно меньше, и далеко не факт, что они согласятся оснащать свои транспортные средства валидаторами (в дальнейшем они будут стоять на входе, соответственно, кондукторов не будет). Во-вторых, транспортная карта фактически находится на самой ранней стадии функционирования, и все обещанные плюсы с неё сейчас получить не выйдет (пока что – только меньшая стоимость проезда). Соответственно, эта карта нужна только тем, кто по каким-то причинам не передвигается на маршрутках, а пользуется трамваями, троллейбусами и автобусами. За пятьдесят поездок стоимость карты окупается. Получается, что карту выгодно брать, чтобы был дешевле проезд?
И да, и нет. Если вы регулярно пользуетесь муниципальным транспортом, то для вас было бы рентабельнее приобрести проездной билет, который на месяц вышел бы экономнее, чем «Волна». Простой пример: сейчас проездной на троллейбус для студентов вузов и ссузов (по данным официального сайта Метроэлектротранса) стоит 800 рублей на месяц. Вы ездите в университет и обратно на нём пять дней в неделю, плюс, каждый выходной ещё по одной поездке куда-либо с возвращением домой (14 поездок за неделю). Возьмём четыре недели в месяце – итого 56 поездок в месяц. При цене в 20 рублей за проезд получаются 1120 рублей. Проездной выходит дешевле. А по карте «Волна» то же самое количество поездок умножаем на 18 рублей – получается 972 рубля, плюс 100 рублей за приобретение карты. Вновь проездной дешевле!
Однако сейчас проездные на трамвай-троллейбус и на автобусы продаются отдельно, единых нет. А если ваш ежедневный маршрут состоит из пересадок между этими видами транспорта, то имеет ли смысл приобретать два проездных на каждый вид транспорта? К сожалению, мне не удалось найти информацию по стоимости проездных на автобусах, но предполагаю, что цена примерно та же самая. И тогда транспортная карта станет выгодным приобретением, поскольку вы можете оплачивать ею проезд на всех видах транспорта и не приобретать два проездных. 50 поездок – и карта окупила свою стоимость. Однако и здесь встают два вопроса: удобно ли вам будет пополнять карту в тех немногочисленных местах, где это делается, и нет ли у вас прямых маршруток, чтобы не переплачивать? Ведь при всех минусах маршруток, некоторые из них ездят по таким маршрутам, по которым на муниципальном транспорте – только с пересадками.
В итоге новая транспортная карта «Волна» станет выгодным приобретением сейчас только тем, кто регулярно ездит на автобусах и трамваях и/или троллейбусах (именно в таком сочетании, в остальных случаях выгоднее проездные), или нерегулярно, но весьма часто передвигается муниципальным транспортом. Если маршрутки – ваше основное средство передвижения, то пока что приобретать карту особого смысла нет. Тем более пока не решено, какие виды карт для льготных категорий пассажиров будут введены, что станет с проездными и т.д. Возможно, что вам, к примеру, как студенту, сделают особый вид карты со своими условиями, куда более выгодными, чем проезд на маршрутках. Которые, возможно, к этому времени, практически исчезнут с наших улиц…