Итак, продолжим обзор двигателей Ford, установленных под капот без голубого овала.
В 1951 году британское подразделение Ford начало выпуск новой рядной четвёрки Consul 4 с верхним расположением клапанов, призванный постепенно вытеснить морально устаревший Sidevalve. Его объем был равен 1,507 литра, при степени сжатия 6.8:1 он выдавал 47 л.с. В 1956 году его объем довели до 1,703 литра, и, в зависимости от степени сжатия, он показывал от 68 до 71 л.с. Первоначально этот двигатель устанавливался в Ford Consul, который с 1,5л. мотором развивал максимальную скорость в 116 км/ч и за 28 секунд достигал 97 км/ч, а с 1,7-литровым эти параметры изменились до 127 км/ч и 23 секунд.
Небольшая лондонская фирма Allard приняла на вооружение этот двигатель в 1952 году в своей модели Palm Beach первого поколения. Несмотря на столь яркое имя, автомобиль был достаточно скромен. Palm Beach ‘56 был уже симпатичнее и комплектовался «Ягуаровским» 3,4 литровым мотором. На исходе своей жизни, упомянутая в прошлой части компания Buckler, устанавливала 1,7 на свои спортивные модели.
В 1953 году с двигателем 1,5 экспериментировала компания Paramount Cars, и даже предлагала версию с нагнетателем. Однако, к добру эти эксперименты не привели. Выпустив около 70 автомобилей и едва их продав, компания разорилась.
Самым серьезным автомобилем с этим двигателем стал Reliant Sabre. Эта модель стала одним из самых, как это ни странно, больших автомобилей компании Reliant, специализирующейся на городских трёхколёсных малолитражках. С двигателем 1,7л. и задним приводом, этот облегченный автомобльчик разгонялся до 140 км/ч. Тираж составил 208 автомобилей.
С 1961 года Consul 4 постепенно вытеснялся V-образным четырёхцилиндровым Essex V4, а в 1966 году его и вовсе сняли с производства.
В 1962 году на немецком заводе Ford начинается выпуск V4 под названием Cologne V4 (Кёльн V4), производство которого продлилось до 1980 года. Встретить их можно на Ford Taunus, Ford Consul, Ford Transit и Ford Capri. Изначально он проектировался для американского рынка, но в штаб-квартире сочли это нецелесообразным и передали разработку в Европу.
Этот мотор интересен нам почти детективной историей своего присутствия под капотом Saab. Saab 96, вышедший в 1960 году, изначально снабжался 3-хцилиндровым двухтактным мотором, который мог выдавать от 38 до 57 л.с. Эксплуатация такого мотора в автомобиле не казалась разумным выбором для инженеров, однако руководство Saab считало иначе и всячески препятствовало разработкам и испытаниям четырёхтактного двигателя. Глава отдела двигателей, Рольф Мельд, так и не смог смирится с этим решением, и, в обход совета директоров, через сына одного крупного акционера Saab получил одобрение на испытания четырёхтактников, которые начались в 1967 году. В испытаниях приняли участие двигатели от Volvo, Ford, Triumph, Lancia, Opel, Volkswagen и Hillman. Объективно, лучший результат показал Volvo, двигатель Ford немного ему уступил, но на его стороне был размер, позволявший с минимальными переделками установить его под капот Saab 96. Рольф Мельд отправился на переговоры с Ford в Детройт, где получил от главы компании Роберта Макнамары отличное предложение: покупать двигатели по той же цене, что и дочерние компании.
Выпуск Saab 96 начинался в условиях строжайшей секретности, на заводе практически никто не знал о новой модификации. Даже отдел закупок, оплачивал по бумагам не новые двигатели, а комплектующие для старых моторов. Первую партию из 600 автомобилей собрали за выходные. 40 рабочих, узнали о предмете своей сверхурочной работы лишь выйдя на завод в субботу, до этого им сообщали что предстоит работа над неисправными тормозами новой партии машин. С 1967 по 1977 мотор 1,5 V4 на Saab выдавал 65 л.с., с двухкамерным карбюратором Solex – 68 л.с. и разгонялся до «сотни» за 16 секунд. За дополнительные 50$, Saab предлагал пожизненную гарантию на двигатель. Saab 96 достаточно неплохо выступал на ралли, благодаря чему у него сложилась репутация спортивного автомобиля, над которой компания продолжила работать и в будущем. Доработанный V4 развивал 150 л.с. без турбины и 200 л.с. с турбиной, разгоняясь до 100 км/ч за 5 секунд. На заводе Saab из мотора удалось «выжать» даже 240 л.с.
Этим же двигателем комплектовался спортивный Saab Sonett второго и третьего поколения. Лёгкий двухместный автомобиль развивал 160 км/ч и разгонялся до сотни за 12,5 секунд. Несмотря на слабую рекламную поддержку, Sonett был достаточно популярен – а 8 лет было продано 9 978 автомобилей.
Еще более впечатляющую оболочку Ford Cologne V4 получил во Франции на заводе Matra в 1967 году. Завод был известен своей работой в авиакосмической отрасли, а также мелкосерийно собирал компактные спортивные автомобили. С самого начала французская компания проектировала свой новый автомобиль Matra 530 вокруг двигателя 1,7 и коробки передач от Ford Taunus. Благодаря скромным габаритам мотора, в маленьком купе его удалось расположить между сидениями и багажником, добившись идеальной развесовки и низкого центра тяжести. Matra 530 разгонялся до 175 км/ч и отменно рулился. К 1973 году было выпущено 9 609 таких автомобилей.
Этот же 1,5 литровый двигатель, можно обнаружить под капотом легендарного концепт-кара Ford Mustang I 1962 года.
Кроме этой «маленькой легенды» компания Ford прославилась и другими своими разработками, но об этом мы поговорим в следующий раз.