Страшный сон вчерашнего курсанта автошколы – еще когда-либо сдавать на "права" снова. Это тот опыт, который хотелось бы забыть сразу после достижения цели. Именно такое желание испытывала героиня этой публикации Татьяна, когда получила заветную "корочку". Тогда она и представить себе не могла, что ровно через 10 лет все повторится, но только уже в другой стране.
С Таней мы, собственно, и дружить-то стали с автошкольной скамьи. Процесс ее превращения в водителя происходил на моих глазах. Более того, она была одной из немногих, кто сдал с первого раза. Спустя некоторое время Татьяна купила свой первый автомобиль, на котором отъездила все эти 10 лет.
Помню, как однажды, увидев совершенно грязное правое наружное зеркало заднего вида в ее машине, я поинтересовалась, не мешает ли ей это ездить, она ответила, что в это зеркало она и не смотрит. Сказать, что Татьяна ездила много, не сказать ничего. Работа, связанная с постоянными передвижениями по Минску, его окрестностям и разъездами по всей Беларуси, за годы превратила ее Seat в печальное зрелище. Нужно ли говорить, что Татьяна считала себя опытным водителем, повидавшим на своем веку многое. Усомниться в этом ее заставил голландский инструктор.
По законам Нидерландов, иностранцы, получившие вид на жительство и желающие управлять автомобилем, обязаны получить национальное водительское удостоверение через полгода. Удовольствие это не из дешевых. Одно практическое занятие стоит 50 евро. Для того, чтобы научиться ездить тому, кто этого не умеет, нужно минимум 30-40 занятий. Кое-что о системе получения "прав" в этой стране мы уже писали. Героине того материала так и не удалось влиться в дорожное движение Нидерландов. История Татьяны позитивнее.
По мнению нашей героини, основная проблема лично для нее заключалась в недостаточном знании голландского языка.
- Со мной занимался частный инструктор (других попросту нет), - рассказывает Татьяна. - Час теоретического занятия стоил 17 евро. Чтобы разобраться в хитросплетениях голландских ПДД, мне хватило 6 занятий. Инструктор дал мне для изучения книжку с Правилами и тренировочный диск. ПДД учила самостоятельно, сначала со словарем, потому что много новых незнакомых слов. Фактически инструктор разъяснял мне только непонятные моменты.
Теоретический экзамен включает в себя 40 так называемых билетов, половина из которых – ситуации. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, ответы на них не всегда однозначны, во-вторых, на ответ дается всего 8 секунд, за которые ты должен внимательно оценить все, что изображено на картинке, и дать правильный ответ с учетом всех нюансов, от скорости движения автомобиля до того, что видно в зеркалах заднего вида.
Не ответил – через 8 секунд на экране появляется новая ситуация. Мало того, что поначалу я просто не успевала ответить, так еще и ситуации были такие, правильные ответы на которые вступали в противоречие с нормами, которые впитывают в себя белорусские водители. Вот, к примеру, одна из ситуаций:
Можно ли автомобилю припарковаться в данном месте? Типичный белорус, конечно же, выберет ответ "нет". А правильный ответ – "да". Но с оговоркой, что для проезда других автомобилей достаточно места.
Или, помню, был вопрос, можно ли вам остановиться посреди дороги с односторонним движением, чтобы отнести пакет куда-то. Белорусский человек, отвечая на него, покрутил бы пальцем у виска. Оказывается, это нормальная практика. В голландских ПДД остановкой называется прекращение движения с целью посадки/высадки пассажиров и погрузки/разгрузки груза. Все остальное – это уже парковка, даже если ты остановился на пару секунд забить нужный адрес в навигатор.
Для того, чтобы перевести свой мозг в режим голландской езды, мне хватило 6 практических занятий. По Минску я ездила быстро, перестраиваясь из ряда в ряд, очень люблю динамичную езду. И первая рекомендация, которую я получтла от инструктора, была "Тише!". По сравнению с Минском даже в крупных городах Нидерландов автомобили не едут, а ползают. Это, конечно, правильно с позиции безопасности, ведь чем меньше скорость – тем больше времени на реакцию, и именно на это направлено обучение в автошколах. Но все, кто привык к минскому трафику, поймут мои ощущения.
Самой существенной моей проблемой оказалась привычка докатываться до светофора/перекрестка/препятствия на "нейтралке". Именно так нас так учили в белорусской автошколе, я так и привыкла ездить. Инструктор сказал мне "Но-но-но!" и приказал переучиваться, если я хочу получить голландские "права". К третьему занятию я переборола себя, но помимо этой привычки оставалось еще несколько чисто белорусских фишек. В частности, инструктора не устраивало, что я слишком поздно начинаю тормозить. Для них, я так поняла, такое поведение считается небезопасным. Кроме того, очень пристальное внимание уделяется контролю обстановки по зеркалам и "верчению головой" во всех направлениях. Инструктор очень внимательно следит за каждым движением, за каждым твоим взглядом, оценивая умения и навыки. Ведь именно он определяет степень готовности курсанта к экзамену.
Обязательным пунктом подготовки и экзамена является приучение водителя к тому, что въезжать на трассу можно только со скорости потока. Страшный грех – выехать на основную полосу из полосы разгона на скорости ниже той, с которой едут остальные. В Беларуси же водители позволяют себе выскочить на МКАД со скоростью 50-60 км/ч и при этом еще и сразу в левый ряд стать. В Нидерландах этому, как видим, учат с пеленок. К слову, и к беспричинной езде по левому ряду при свободном правом там особое отношение.
Необходимость крутить головой во все стороны обусловлена, в первую очередь, большим количеством велосипедистов, которые так и норовят оказаться в "слепой зоне". Для их передвижения либо предусмотрены велодорожки, либо выделен участок полосы на проезжей части (здесь даже тракторы не ездят по дорогам общего пользования). Есть нюансы во взаимоотношениях водителей и велосипедистов, которые зависят от того, какие знаки установлены или нанесены на полосы.
Например, если ты въезжаешь на дорогу с круговым движением (а в Нидерландах их о-о-чень много) одновременно с велосипедистом, а на ближайшем съезде тебе нужно повернуть, а ему – проехать дальше, то совершить маневр ты можешь только после того, как пропустишь человека на велосипеде.
Вообще в Нидерландах у велосипедистов, наверное, столько же прав, сколько и у автолюбителей. Нередко приходилось слышать от белорусов, дескать, наделили велосипедистов "лишними" правами, они носятся, мешают ездить на машине. Интересно, что сказали бы эти люди, приехав сюда?! Здесь велосипедистов в разы больше и они являются полноправными участниками дорожного движения. И водители не просто вынуждены с этим мириться, но и мирно сосуществовать. Отсюда и все правила, ориентирующие автолюбителей на спокойную езду.
Есть у нас "на районе" одна улица, на которой преимущество имеют выезжающие с прилегающих дорог. То есть по ощущениям ты вроде едешь по главной, потому что твоя дорога шире. На самом деле это не так и ты вынужден ехать медленнее, чтобы контролировать ситуацию. В условиях белорусской действительности это обернулось бы постоянными авариями. А здесь ничего, все ездят и никто никого не сбивает.
Что касается велосипедов, то до учебы я как-то решила проехаться по окрестностям нашей провинции и по белорусской привычке "почесала" по тротуару.
На меня все удивленно смотрели, а я не понимала, почему. Потом поняла.
- Вернемся к вопросу об экзамене. Как все происходит?
- Когда приходишь сдавать теоретический экзамен, ощущения неоднозначные. В моем случае это больше походило на то, что ты пришел на какой-то допрос. В холле тебя просят оставить все вещи в специальном шкафчике, дальше ты проходишь в помещение, где за перегородками стоят компьютеры. В нем царит гробовая тишина и не дай бог ее нарушить. Разрешают даже пользоваться бирушами, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Дальше идет бой за теорию.
Примерно через месяц приходит черед практической части. Инструктор приезжает за тобой прямо к дому, ты садишься за руль и вы едете к месту приема экзамена. Дорога позволяет "вспомнить" машину.
Практическому экзамену предшествует небольшое собеседование с экзаменатором, который, как мне показалось, проверяет в первую очередь твою адекватность. Вопросы простые, касающиеся твоих ощущений и оценки своих навыков. Далее вместе с экзаменатором (в моем случае это была женщина) идете к автомобилю.
Практический экзамен занимает около 50 минут, из них чистой езды у меня было минут 30. У учебного авто экзаменатор может попросить открыть капот и показать, куда, к примеру, нужно заливать моторное масло, для чего предназначены колпачки на ниппелях колес. В салоне машины может поинтересоваться, для чего предназначена та или иная кнопка, что означает та или иная пиктограмма на панели, спросить, правильно ли установлен подголовник.
Дальше минут 15 едешь, выполняя просьбы экзаменатора, после чего следует остановка. В ходе небольшой "передышки" проверяющая задала мне несколько вопросов относительно того, что встретилось в дороге и почему: видела ли я знак, для чего он установлен и т.п.
Обязательный пункт – выезд на трассу (о чем я говорила ранее). Также экзаменатор просит сделать один из трех "элементов" - "стоп", парковку или разворот. "Стоп" – это когда тебе нужно стать за другим автомобилем таким образом, чтобы выехать на дорогу в один "присест", не совершая движений задним ходом. Но при этом не остановиться слишком далеко. Предполагаю, что этот "элемент" необходим, чтобы приучить водителей оставлять вокруг авто достаточное пространство, чтобы и он сам мог выехать, и другие. К слову, наблюдаю, что здесь редко кто паркуется задним ходом, все как-то больше передом.
Понятное дело, напряженность в процессе экзамена была, но не такая, как 10 лет назад, когда сбоку сидел суровый инспектор ГАИ и ноги тряслись от страха. И все бы ничего, но, внимательно слушая и пытаясь понять указания экзаменатора, я автоматически снижала внимание за дорогой. Увидев это, экзаменатор свела указания до коротких "направо" и "налево".
Уже после того, как мне была сказана фраза "Поздравляю, вы сдали!", экзаменатор просмотрела формы, которые каждый курсант заполняет до экзамена. В Нидерландах никто не проходит никаких медкомиссий, а о проблемах со здоровьем указывают в специальном опроснике . И никаких справок! Во второй форме – опрос, которым тебя просят оценить свой уровень. Я себе, естественно, наставила "восьмерок", чему инструктор улыбался. Но сказал, что из всех иностранцев я была у него самой лучшей ученицей.
- В итоге, где сдавать на "права" было труднее?
- В Беларуси. Там все было с нуля. Здесь, по сути, мне пришлось только одолеть Правила и исправить кое-что в манере вождения. В целом, если ты действительно умеешь ездить, стремишься, учишь и стараешься, то все можно. Но очень важно знать язык. Мне пришлось на два месяца отложить все дела и посвятить себя исключительно обучению. В итоге сдала с первого раза. Многие не верят, говорят, что по два года сдать не могут.
- А где комфортнее ездить, в Нидерландах или в Беларуси?
- В Беларуси. Я динамичный человек и езду люблю такую же. Первое время эта тягомотина на дорогах меня безумно раздражала! Но вот прошел почти год и я привыкла. Конечно, такое движение безопаснее, но это не жизнь. (Смеется).
Что касается взаимоотношений на дороге, то голландцы на порядок спокойнее белорусов, в том числе и в части ущемления чувства собственного достоинства. За все время я только один раз видела, как один водитель "учил" другого. В Минске же на день несколько раз можно было стать свидетелем таких ситуаций. Кроме того, они довольно вежливые. Всегда принято сместиться в левый ряд, если человек заезжает из полосы разгона на магистраль.
Немцы, например, так не делают. Голландцы вообще часто бубнят на немцев, мол, им не достает культуры. Но только бубнежом все и ограничивается, кулаками никто не машет и жизни их не учат.
За это время меня ни разу не остановила полиция. Такое ощущение, что ее просто нет. Но она есть и может наблюдать за вами из гражданского автомобиля, пристроившись следом. По ТВ даже передача есть об этом. Показывают, как полиция садится на хвост предполагаемому нарушителю и может полчаса за ним ехать, пока основания для задержания не станут достаточными. По мне, так скукота. Голландцам нравится. Для них это драйв.
Но больше им нравится передача "Идиоты на дорогах" . Там почти все сюжеты – из стран бывшего СССР.
Причем дают их в эфир с матами – все равно никто ничего не понимает. Голландцы смотрят эту дикость и цокают языками.
- Как в этой спокойной и толерантной стране относятся к алкоголю?
- Допускается выпить бокал пива или бокал вина, или рюмку виски и после этого сесть за руль. Но только опытным водителям. Я, несмотря на свой белорусский стаж, еще "чайник". Голландцы спокойно к этому относятся, никто не напивается, все довольно расслабленные и нет такого, что раз можно один бокал, выпью-ка я два.
Отличий с Беларусью, конечно, много. Здесь нет такого понятия "город для автомобилей" или "город для пешеходов". Все устроено так, что никто не ущемлен. Да, для этого тем же автомобилистам пришлось чем-то поступиться, но из этого никто не делает проблемы.
По моим ощущениям, камер на дорогах в Нидерландах меньше, чем в Беларуси, причем все они стационарные, никто не "двигает" их с целью снижения аварийности. Уличное движение здесь успокаивается различными способами, точнее, создаются такие условия, при которых ехать быстро просто бессмысленно.
И конечно, процедура обучения и получения водительского удостоверения здесь гораздо серьезнее и значительно дороже. Ничего не могу сказать насчет того, как здесь учат ездить тех, кто не имеет никакого опыта, по меткам, как было у нас, или по уму. Но что касается "последипломного" образования, то все направлено в первую очередь на безопасность. И это правильно".
В этой истории не было бы ничего удивительного, если бы не один факт: и белорусские, и голландские "права" Татьяна получила в день своего рождения с разницей в 10 лет!
Елена ШЕМЕТ
Фото автора
ABW.BY
Заметки на полях
В Нидерландах, как и в других странах Европы, велодвижение "стимулируется" не только путем развития инфраструктуры, но и путем создания неудобств для автомобилистов в виде, например, платных парковок. В крупных городах есть зоны, в которых автомобиль можно оставить только на определенное время – 1, 2, 3 часа. Если оставил на дольше – штраф. Поэтому предпочтительнее оставлять авто в подземных паркингах, где просрочка не чревата последствиями.
Для того, чтобы контролерам было удобно вести контроль за временем в отношении автомобилей, оставленных в синих зонах (с ограничением по времени), водители обязаны оставлять под стеклом бумагу с указанием времени постановки авто на парковку.
Те же правила распространяются и на парковки, "помеченные" голубой полосой.