Найти тему
Морри

Как быть правильным шаманом с точки зрения меланау

Действительно эффективный шаман, подобно его друзьям духам, нуждается в том, чтобы быть bisa’.

Однако быть bisa’ опасно, и термин a-bayuh bisa’ обозначает одновременно и помогающего (людям) великого шамана, и ведьму, которая, при возможности, нападает на людей. Слово bisa’ , также как и (другие) однокоренные малайские слова, обозначает одновременно «могущественный» и «ядовитый/злобный».

Оно используется для обозначения яда, укуса змеи, резкой боли и также, но реже, для описания недоброжелательных духов, из тех, которых шаману трудно контролировать, но которые могут быть очень полезными помощниками в его работе. Могущественный шаман может вытерпеть (это), только если он стоек и честен, и имеет безупречный naseng. Особенно важно иметь эти качества в процессе инициации (или) в то время, когда духи управляют его безумием (mengipin). Он должен пережить все атаки на (способность) контролировать себя и быть достаточно сильным, чтобы установить и поддерживать правильные отношения со своими духами-фамилиарами.

Духи могущественны, импульсивны, опасны, легко обижаются и, при возможности, с огромным удовольствием убивают людей. Шаман без моральной силы не способен сопротивляться своей внутренней потребности стать ведьмой, которая, при подстрекательстве его фамилиаров, нападает на окружающих.

Сила содержит в себе яд; чтобы использовать её, шаман должен иметь родственную природу, он обязан желать зла, чтобы уметь победить зло, однако если он не способен взять верх над злом внутри себя, зло станет им.

В 1950 никто не был готов объяснить исследователям, почему некоторые шаманы, которые в предыдущие пятьдесят лет часто поддавались своим фамилиарам и (так) привлекли внимание властей, в дальнейшем так не поступали. Кое-кто (из местных), однако, верит, что вещи не склонны значительно меняться.

Вот что (они) сказали:

«Сейчас есть еще могущественные шаманы, a-bayuh bisa’, которые хотят только убивать людей. И без разницы, кто это, – их собственные дети и внуки. Мы провидим, когда они приходят есть нас, они выкрикивают свои имена. Но мы умираем».

(Нгаренг бин Луенг и Себели бин Драхман из Медонга)