Как решить актуальный для многих дизайнеров и разработчиков вопрос, связанный с бесконечными правками клиента в процессе разработки сайта? Предлагаем решение.
Все проекты - разные, так же как и клиенты. Как понять клиента на начальном этапе, сдать проект в срок и не выйти за рамки бюджета? Читайте ниже!
Головная боль менеджера проектов, дизайнера и разработчика - бесконечные правки, которые просит или даже требует клиент, в процессе прототипирования, дизайна, и даже после разработки сайта по согласованному дизайну. Многим компаниям до боли знакома ситуация: клиент заказал сайт, обсудили пожелания, детали, концепцию, и приступили к работе. И вроде так хорошо и радужно начавшийся проект, оборачивается правками, которым нет конца.
Клиенты бывают разные
* Чаще всего - клиент не имеет четкого видения и понятия, что именно он хочет получить в итоге. Самая частая формулировка клиента - "Вы профессионалы, сделайте как правильно. Хочу чтобы сайт продавал", и таких клиентов - большинство, около 70 %.
* Еще 28 % - клиенты, у которых есть свое видение, но сформулировать его точно они не могут. Чаще всего эти призрачные пожелания касаются функционала сайта, и не относятся к дизайну: тут чаще всего клиент не знает, что хочет видеть в итоге.
* И только 2 клиента из ста знают точно, что хотят, могут составить ТЗ, описать желаемое цветовое решение и функционал сайта.
Именно при работе с клиентами из первых двух категорий (а их, как мы уже определили, абсолютное большинство), чаще всего работа затягивается из-за долгих согласований и бесконечных правок. Это напоминает крылатую цитату из "Бриллиантовой руки":
Довольный клиент - приоритет
Так как работу свою мы делаем на совесть, вкладывая душу в каждый проект, нам очень важно, чтобы клиент был доволен. Именно поэтому мы (команда ЗЕКСЛЕР), довольно лояльно относимся к правкам клиента, и зачастую не ограничиваем их количество. Но, как показывает практика, часто правки бывают необоснованными и являются просто нескончаемыми "хотелками" клиента.
В результате, если количество правок не ограничивать, проект по итогу не только не приносит прибыли для компании, но и зачастую даже убыточен. И такое бывало.
Как рассчитывается стоимость проекта: вносим ясность
Каждый проект, каждый тип сайта оценивается либо по стандартному прайсу, либо по индивидуальным расчетам, в случае нестандартных проектов. При расчете стоимости работ, оценивается прогнозируемое количество человекочасов, которые будут затрачены для реализации проекта. Над каждым проектом работает целая команда: это по крайней мере, аккаунт менеджер, менеджер проектов, аналитик, проектировщик интерфейсов, веб-дизайнер, графический дизайнер, верстальщик и программист. Итоговая цена проекта напрямую зависит от сложности реализации и прогнозируемого времени, которое команда затратит на проект.
Именно поэтому, в случаях, когда клиент просит делать бесконечные и неоговоренные на первоначальном этапе правки, проект становится нерентабельным.
Золотая середина - обозначаем количество допустимых правок
Не обозначить перед началом работ количество допустимых изменений и правок на этапах прототипирования и дизайна - читай погрязнуть в количестве незапланированных работ.
Поэтому, внедрять ограничение - необходимо. Но важно найти золотую середину, учесть и пожелания клиента и его удовлетворенность результатом.
Как сделать так, чтобы и овцы целы, и волки сыты? Ограничить количество правок адекватным количеством. И клиент доволен, и компания сберегла время и нервные клетки.
Количество правок на этапе прототипирования (проектирования) сайта:
Следует дать клиенту больше возможности для изменений и корректировок на этапе прототипирования, чем на этапе дизайна, так как именно от проектирования зависит в большей степени юзабилити будущего сайта. На этом этапе важно активно коммуницировать с клиентом, объяснять почему сделали так или иначе. В 98% случаев, как мы уже говорили выше, клиент не понимает что такое юзабилити, не знает правил проектирования сайтов, и вносит корректировки, которые не всегда адекватны и уместны. В данном случае, с клиентом нужно говорить, обсуждать, объяснять, и находить баланс между пожеланиями (хотелками) и правилами юзабилити, UI/UX и здравым смыслом.
На этапе проектирования, количество правок не должно превышать:
- Для лендинга - до 5-7 правок
- В случае полноценного сайта - 5-7 для главной страницы, и до 5-ти правок по каждой внутренней странице сайта, но не более 20-ти правок по сайту.
- Также очень важно, чтобы правки давались клиентом сразу по всей странице, а не "по чайной ложке 3 раза в день". В целом допускается не более 2-х пакетов правок клиента по каждой странице сайта.
Дополнительные работы по правкам прототипа будут оцениваться в соответствии с затраченным временем на дополнительные работы. Расчет ведется за 1 час работы проектировщика, 1100 руб./час.
Количество правок на этапе дизайна сайта
В случае дизайна сайта вопрос необоснованных корректировок стоит более остро. Так как если в случае проектирования, можно объяснить незнающему клиенту, что при разработке прототипа и структуры, мы руководствовались теми или иными мотивами с целью повышения юзабилити и продающих свойств сайта, и клиенты с этим соглашаются, то в случае дизайна - это сугубо дело вкусовых предпочтений и индивидуальности восприятия.
Логично, что когда клиент заказывает сайт по индивидуальному дизайну, он хочет чтобы все было идеально. Естественно, наш приоритет - это довольный клиент. Но как показывает практика, именно при разработке дизайна, пожеланиям клиента нет конца, и что важно - пожелания эти очень субъективны и непрофессиональны с точки зрения веб-дизайна и дальнейшей мобильной адаптации сайта. Внедрять бездумно все пожелания клиентов - заведомо проигрышный вариант, как показывает практика:
Как быть? Ограничиваем количество входящих в стоимость проекта правок.
Итак, при разработке дизайна нужно следовать и объяснять клиенту некоторые правила:
- Не допускаются правки прототипа после его согласования и передачи в дизайн. Если клиент возвращается к правкам прототипа на этапе дизайна, мы сворачиваем временно все работы по дизайну, и возвращаемся к работе над прототипом. Стоимость работ по правкам прототипа будут оцениваться в соответствии с затраченным временем на дополнительные работы. Расчет ведется за 1 час работы проектировщика, 1100 руб./час.
- При разработке дизайна, первым этапом делается дизайн первых 2-х экранов главной страницы, и согласуется с клиентом концепт. Если концепт в целом устраивает, вносим до 5-ти правок и работаем дальше.
- После разработки дизайна всей страницы, вносятся еще до 5-ти правок на главную страницу.
- Внутренние страницы сайта делаются на основе дизайна главной страницы. На каждую внутреннюю страницу допускается внесение до 3-х правок.
- В целом допускается не более 2-х пакетов правок клиента по каждой странице сайта.
- После верстки и внедрения согласованного дизайна, все дополнительные правки по дизайну и внедрению оцениваются отдельно, согласно нормочасу задействованной команды.
Общение с клиентом - залог успешности проекта
Как быть, если клиент не соглашается с предложенным дизайном и настаивает на большом количестве правок, после того как дизайн полностью сделали?
Тут поможет только одно - правильное общение с клиентом. Хорошая аккаунтская работа ДО начала работы над проектом, избавит от головной боли на этапе создания сайта.
Основные моменты, которые нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать ДО начала работы над проектом:
- Обсудить с клиентом все пожелания, особенности, если они имеются, и задокументировать их в виде заполненного и подписанного брифа. Именно этот документ будет основой при разработке сайта.
- Обойтись заполненным брифом не всегда получается. Обсуждайте с клиентами их потребности. Не жалейте времени, чтобы понять, что именно хочет клиент. В процессе обсуждения заполняйте бриф вместе с клиентом. Потратив много времени на обсуждения и согласования, вы сэкономите его на бессмысленных спорах и многократном переделывании работы.
- Обсуждайте объемы до начала работы. Оговаривайте с клиентов количество допустимых правок перед каждым этапом работы. Ограничение количества входящих в стоимость проекта правок дисциплинирует заказчиков и резко снижает уровень их бессмысленной креативности.