Найти тему
Валерий Грачиков

Всё потеряно, спасайте двор и архивы!

В начале августа 1759 года союзные армии России и Австрии, воевавшие в Семилетней войне с Пруссией Фридриха II подошли к городу Франкфурт-на-Одере, где узнали, что им навстречу идет сам король Фридрих со всей армией. Фридрих к тому моменту успел прославиться как непобедимый полководец, хотя на самом деле это утверждение было сильно спорным.

Союзные войска возглавлял русский главнокомандующий генерал-аншеф Петр Салтыков, горевший огромным желанием дать Фридриху баталии и прославиться. При этом он прекрасно понимал, что переть на пруссаков не стоит, так как их армия в целом сильнее.

Союзная армия закрепилась на трех высотах, рядом с деревней Кунерсдорф, между которыми находились овраги и болотистые низины. Вдобавок, Салтыков заставил солдат выкопать траншеи, что в те годы полного господства линейной тактики, когда армии выстраивались друг перед другом, раскланивались, палили из пушек и ружей, а потом «пуля – дура, штык – молодец».

Салтыков рассчитывал, что пруссаки попрут на его укрепленный левый фланг, где он полностью измотает его силы, а потом, удержав центр и правый фланг, он сможет перейти в наступление.
Примерно так и получилось. Рано утром 12 августа 1759 года армия Фридриха перешла Одер. Тут же выяснилось, что левый фланг русских до конца не укреплен. И пруссаки ударили по нему. Как-то сразу выяснилось, что русская артиллерия на левом фланге была поставлена неудачно и ее быстро разнесли прусские артиллеристы. Большинство прислуги было выбито, не выстрелив ни разу. После этого Фридрих приказывает пехоте атаковать левый русский фланг. Атака закончилась тем, что пруссаки к 11 утра заняли русские батареи.

В итоге русским пришлось отступать, причем получилось так, что деревня, которая находилась посреди русской армии, оказалась в прусском тылу. Русские потеряли почти всю артиллерию. Дело было сделано и Фридрих отослал в Берлин сообщение о победе.

Но русские почему-то не бежали, несмотря на то, что у них уже почти не было артиллерии, а левый фланг был разнесен. И тогда Фридрих приказал атаковать высоту Шпицберг, хотя войска уже начали уставать. И это было ошибка.

Салтыков перебросил на Шпицберг дополнительные резервы, а кроме того, сама высота была довольно крутой. Атаки не удались, русские стояли насмерть. Есть легенда на поле Кунерсдорфа Апшеронский полк, который оказался одним из основных в русской обороне на Шпицберге, встал насмерть и солдаты стояли по колено в крови. За это полк получил в награду в качестве элемента амуниции красные гетры для всех солдат. Так это или нет, кто знает, в истории Апшеронского полка сообщается только то, что он не отступил и одним из первых перешел в контратаку.

В общем, атаки на Шпицберг не зашли до такой степени, что Фридрих бросил туда резервы, потом еще резервы, а потом последние резервы – кирасир. И тех перехватили казаки и калмыки, да так, что даже командира лейб-кирасир пруссаков захватили в плен. План Салтыкова удался, несмотря на то, что он потерял почти всю артиллерию. Кстати, к концу дня – и артиллерию вернули, да еще и прусских пушек прихватили.

После того как кирасир остановили, Салтыков понял, что резервы Фридриха заканчиваются и приказал наступать. И армия Фридриха побежала. Под ним убило лошадь, а золотая готовальня на груди защитила от пули. Пруссаки отступили к мостам, где началась давка. От армии, в которой было более 40 000 человек, осталось около 3 000. Твердолобые атаки Шпицберга закончились фееричным разгромом. Прусской армии больше не существовало. А сам Фридрих написал паническое письмо в Берлин «Всё потеряно, спасайте двор и архивы!».

На этом Семилетнюю войну можно было уже заканчивать и осталась бы она в истории не Семилетней, а какой-то другой. Но русские и австрийцы не договорились о марше на Берлин, а дальше начались взаимные разборки и полная несогласованность. А пока союзники устраивали свои разборки, Фридрих собрал новую армию и весь эффект и достижения Кунерсдорфа были благополучно потеряны. Так в этого и закончилась кампания 1759 года «Чудом Бранденбурского дома». Королевство Пруссия могло перестать существовать в тот год, так как Кенигсберг уже присягнул русской императрице Елизавете, а Берлин мог быть взят.

Но все закончилось ссорами, а потом Елизавета умрет и Россия выйдет из Семилетней войны, вернув все Фридриху. И только победы русской армии, в том числе и самая значимая – при Кунерсдорфе так и останутся победами.

Еще больше интересных постов в моем блоге в ЖЖ