В НЫНЕШНЕМ ГОДУ ВИКТОРУ ПИМЕНОВУ, ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ КОМПАНИИ «ПИЩЕАГРОСТРОЙПРОЕКТ», ИСПОЛНЯЕТСЯ 70 ЛЕТ. ЛИДЕР ПО ЖИЗНИ, ЧЕЛОВЕК С АКТИВНОЙ ПОЗИЦИЕЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТИРОВЩИК, ОН ВСЕГДА БЫЛ И ОСТАЕТСЯ НА ВИДУ, В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ
На вопрос «Вестника», чем он особенно гордится, Виктор Петрович отвечает: «Мои проекты не шли на полку, по ним строились и работают предприятия».
Родился будущий проектировщик в Георгиевске Ставропольского края в семье военного 24 декабря 1947 года. В начале 50-х семья переехала в Новочеркасск соседней Ростовской области, затем в Ростов-на-Дону. Детство в донской столице, школа... Пименов всегда хорошо учился, но больше всего любил спорт, занимался техническим видом легкоатлетической программы — метанием копья. Окончив 11 класс, поступил в Ростовский инженерно-строительный институт по направлению «промышленно-гражданское строительство».
В 1973 году Виктор после армии пришел в проектный институт — тогда «Южросгипропищепром». Спорт при этом не бросал, в один момент, как признается, даже хотел переучиться на тренера, занимался каждый день сам, а позже с сыном Сергеем, который, вспоминая то время, говорит: «Жили мы! на Военведе, на улице Авиамоторной. Это был край ростовской географии, дальше только военный аэродром. Бегали по утрам, я каждый раз не хотел, но папа меня в 6 утра поднимал, не жалея. По пути спорта меня также направил, я 10 лет занимался десятиборьем».
Чертежи — картинки
Лидер по жизни, человек с активной позицией, инициативный донской комсомолец, член партийных органов, молодой специалист и мастер спорта по легкой атлетике, он всегда был и остается на виду, в числе первых. В проектной организации кипела жизнь. Здесь, как и в спорте, нужно было работать на результат, были поставлены чрезвычайно ответственные и трудные цели — создание пищевых предприятий, а кроме того, градусы и углы, практически, как с копьем... и он остался.
«В советское время работали не как положено, а сколько было необходимо. Я помню каждый свой проект, институт давал мне много работы, помогал жить, хотя и приходилось работать с утра до вечера. Жена и сын видели меня только ночью или, может, в воскресенье. Поражаюсь сейчас, какая самоотдача была у людей в те годы. Не имея ничего — ни жилья, ни садов, мы все так самоотверженно трудились, работали на строительство городов, заводов и дорог», — вспоминает Виктор Пименов.
«У нас были учителя, которые за палочку, за то, что буква не под тем углом, отчитывали, не говоря о технических требованиях, какие там листы были: картинки-чертежи, — рассказывает Татьяна Лисовая, начальник технологического отдела. — Пименов начинал с теми, кто работает с ним по сей день в архитектурно-строительном отделе. Начальником стал позже, годам к 36, а в перестройку единодушным решением коллектива был избран на должность директора.
Сегодня его коллеги говорят: «Виктор Петрович — добрейший человек, первый помощник в работе и друг. Незаменимый во всем: в работе, на стройке, в колхозе. Спортивный, с недюжинной силой, свой рядок пройдет, вернется и другу поможет. Организатор бесподобный: много ездили, были филиалом Московского института и проекты пищевых предприятий делали по всей России, по всему Советскому Союзу — от Улан-Удэ до Мурманска. Любые вопросы решать, хоть в головной институт, хоть в министерство, с Виктором Петровичем не страшно, всего добьется, все решит».
Главный ГИП
Никогда не остановится перед задачей любой сложности, много работает, причем не как директор. «Он наш главный ГИП (главный инженер проекта. — Прим. ред.), — говорит Ангелина Гурова, главный конструктор. — Как простой исполнитель, как инженер взбирается на зерновые терминалы, на вышки поднимается, на этажи».
В лихие 90-е годы не было работы, люди — от простых до профессоров — на улице стояли. Виктор Пименов сохранил институт, коллектив уберег, не отпустил специалистов, редких технологов-проектировщиков, первый понял, что искать самому надо, что Москва не принесет очередной проект. «Пожалуй, самый сложный момент в жизни — распад Советского Союза, время, когда в один день мы остались без работы: институт, коллектив. Было тяжело, в 90-е вообще не выходил из машины, ел и пил на ходу, колесил в поисках контрактов», — вспоминает Виктор Петрович. Появились первые заказы, пришлось изучать новые направления. Наряду с пищевой отраслью — машиностроение, нефтепроизводство, животноводство, наладили сотрудничество с иностранными компаниями, так как только у них было оборудование необходимого уровня. Пименов, наверное, единственный в те годы посылал своих специалистов на обучение, на выставки, в Москву, в Волгоград, выписывал журналы, научную литературу. Заставлял на заводы и фабрики ездить, чтобы смотрели, трогали, учились и создавали уникальные проекты.
«Трудно было с нормативами, документами, Виктор Петрович все доставал, по сей день у нас архив огромный, база, библиотека отличная, наработок не счесть, — говорит Татьяна Лисовая, — Изменилось тогда все, появились компьютеры, мы в числе первых установили дорогостоящие автокадовские лицензионные программы, мы все время учились».
Сегодня специалисты АО «ПищеАгроСтройПроект», которым четверть века руководит Виктор Пименов, умеют делать все: архитектурно-строительное проектирование, геологию, электротехнику, водопровод, канализацию, отопление, автоматику, любые сферы. Хотя и штат небольшой, но остались корифеи. Сейчас Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева планирует сделать молочно-товарную ферму в Песчанокопском районе. Первоначально москвичи запроектировали, а госэкспертизу проект не прошел, Пименов забрал его себе, потому что есть опыт. «Золотой Колос» под Аксаем, в Ленинском районе будет строить булочно-кондитерский комбинат со штатом в 700 человек.. «И таможник, и пирожник, ты с технологами был, незаметно, осторожно нам все отрасли вручил!»